Выпускник минно-торпедного факультета ТОВВМУ имени С.О. Макарова 1971 года по специальности противолодочная оборона. Прохождение службы. Командир правой батареи ДУК на КРУ "Адмирал Сенявин" (был назначен не по специальности по вине кадровых органов). Командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) МПК-41 проекта 1124, участвовал в приёмке корабля из постройки. Помощник командира МПК-81, участвовал в приёмке корабля из постройки. Командир МПК-36 (второй после командира принявшего корабль из постройки), головного корабля проекта 1124 для КТОФ. Командир МПК-143, принявший корабль из постройки. Командир МПК-155, принявший корабль из постройки. Все корабли проекта 1124. Места службы кораблей от Владивостока до Камчатки и Сахалина.
Сказ о рождении проекта 1124, детища Великого
Кораблестроителя Александра Викторовича Кунахович.
Практически сразу с появлением на подводных лодках аппаратуры шумопеленгования было установлено, что на разных глубинах
погружения дальности обнаружения целей различны. Физики быстро подтвердили эти выводы исследованиями и выдали подводникам свои рекомендации по глубинам для поддержания собственной скрытности и глубинам для увеличения дальности обнаружения целей и противника.
Из этих исследований стало ясно, что лучшим средством поиска подводных лодок является сама подводная лодка, потому что сравнительно легко может изменять глубину погружения свою и, следовательно, своей гидроакустической станции. С такой же лёгкостью специалисты из экипажа ПЛ могут снять гидрологический разрез водной среды, в которой приходиться действовать, в ходе специального маневра (т.е. температуру, солёность и плотность морской воды на глубинах от поверхности до рабочей). Эти данные используются
для корректуры типовой гидрологии района действий ПЛ с целью достижения максимальной эффективности использования бортовой гидроакустики. Но развитие тактической мысли надводников –противолодочников тоже не стояло на месте. Это как раз тот случай, когда не вооружение подискивается под определённый проект корабля, а корабль под вооружение. Пытливые умы предложили сконструировать гидроакустические станции для надводных кораблей, с возможностью опускания антенны ГАС на заданную глубину, в
зависимости от сложившейся в районе гидрологии, для увеличения эффективности их использования при поиске и обнаружении ПЛ. В сравнительно короткие сроки ОГАС были спроектированы, изготовлены и испытаны. Но они были высокочастотными и, как следствие, с небольшими дальностями обнаружения подводных целей. Они имели ещё один недостаток: работать можно было только при отсутствии движения корабля относительно воды, т.е. “на стопе”. Взаимосвязь дальности обнаружения и частоты гидроакустических колебаний к тому времени сомнений уже не вызывала: чем ниже частота, тем больше дальность. Однако в этом случае значительно возрастали габариты гидроакустических преобразователей (приёмоизлучающих
антенн). Таким образом, в ходе решения задачи с противоречивыми требованиями: создать низкочастотную опускаемую гидроакустическую станцию в минимально возможных габаритах, появилась ОГАС МГ
- 339 "Шелонь". И уже от достигнутых весогабаритов и энергопотребления начали подбирать для неё подходящий носитель. Первым предложением было установить ОГАС на буксируемой барже, лебёдка с гидравлическим
приводом, дизельгенератор мощностью 300 кВт, соосно с ним гидравлический насос, блок автоматики управления лебёдкой и дизельгенератором-насосом, приборный отсек, рубка гидроакустиков для операторов ОГАС. Кабельтрос диаметром от 80 до 90 мм в двухслойной встречной проволочной бронеоплётке из сверхпрочной стали длиной до 110 метров. Предназначен для подъёма и опускания 6 тонного контейнера с магнитострикционными электроакустическими преобразователями гироскопическим прибором и предварительными усилителями принятого сигнала. Шахта для транспортировки контейнера и защиты его от воздействия морской воды при
буксировке. Уже в стадии предэскизного проектирования эта комплексная электрогидравлическая и радиоэлектронная система оказалась не очень дешёвой. Вставал вопрос о её охране и обороне, а это как минимум один боевой корабль. В случае самообороны — это как минимум одна артустановка с расчётом и боезапасом, как максимум зенитно-ракетный комплекс то же с расчётом и боезапасом. В общем, в несамоходном варианте это сооружение имело бы сомнительную целесообразность и являлось бы только обузой. А если делать систему самоходной, то это уже какой ни есть корабль. И если есть средства поиска и обнаружения, самообороны, то должно быть и атакующее оружие. Дальше – больше: поиск ПЛ “на стопе” значительно снижает поисковую производительность (т. е. количество квадратных миль, обследуемое за один час). Хоть как-то улучшить этот показатель можно перемещением между точками опускания контейнера с максимальновозможной скоростью. Тут следует обратить внимание на наклон валов гребных винтов. На больших ходах корма корабля приподнималась, но одновременно набегающая вода приподнимала и носовую часть корабля. Таким образом корпус становился полуглиссирующим и значительно уменьшалось лобовое сопротивление. А для того чтобы не быть “слепым” при поднятой ОГАС установили великолепную подкильную ГАС МГ – 322 “Аргунь”. Она же была основной стрельбовой при применении противолодочного оружия РГБ-60 и торпед СЭТ-65. Впервые на кораблях ПЛО было применено сочетание двух автоматических транспортировочных устройств (АТУ-1) в погребе РГБ-60 с элеваторами и малогабаритными досылающими устройствами. То есть от стеллажа в
погребе до направляющей в пусковой установке РБУ-6000 реактивная глубинная бомба РГБ-60 попадала автоматизировано. Скорость полной перезарядки двух РБУ-6000 была фантастической. Ну и как дань хорошо зарекомендовавшим себя глубинным бомбам ББ-1 и БПС корабль мог принимать их до 12 штук. Кроме того, на минные дорожки на верхнюю палубу можно было принимать до 18 мин или радиогидроакустических буёв РГАБ МГ-409 (МГ-407). Вот мы и пришли не просто к противолодочному кораблю с ОГАС, а к скоростному кораблю с артиллерией, зенитно-ракетным комплексом, противолодочным вооружением, двумя гидроакустическими станциями, изобилием радиолокационных станций (четыре), поисковыми станциями по радиационному следу, контрастному тепловому следу (МИ – 110Р, МИ – 110К), средствами связи и навигации. Водоизмещение корабля получалось чуть больше 1000 тонн, но вмешался Военный отдел ЦК КПСС: не более 1000 тонн и ВСЁ (!). Первый корабль МПК-147 был построен на Зеленодольском CЗ в 1969 году. Этот тысячетонный “поплавок” был в состоянии контролировать 59829 кубических километров надводного воздушного пространства и 5027 кубических километров подводного пространства, находясь в одной точке. Впервые активные гидроакустические средства обнаружения подводных лодок на надводном корабле имели дальность более чем втрое превышающую дальность хода противолодочных торпед и в полтора раза больше дальности обнаружения надводных целей навигационной РЛС “Дон”! В сущности, получилось то что задумывалось: надводный носитель долго действующих средств обнаружения ПЛ большой дальности с оружием самообороны. А чтобы всё это как можно дольше не устаревало ещё и с возможностью дальнейших модернизаций. Даже серийные корабли имели значительные модернизационные отличия. А конструкторы кусали локти, так как востребованный флотом корабль почти сразу исчерпал свои возможности по весовой нагрузке, и модернизация могла проводиться только заменой одних систем на другие близкие по весам и габаритам. Впоследствии в ГДР начали строить корабли проекта 1331М (головной был сдан в 1981 году) в развитие проекта 1124, но это уже был другой корабль. К сожалению, тупо начатая “перестройка” перечеркнула все эти великолепные достижения. При делёжке Балтийского и Черноморского флотов часть кораблей попала в чужие руки, часть была уничтожена. Уменьшились или исчезла вовсе возможность ремонта некоторых основных механизмов (газовые турбины М8 производились в Николаеве на Украине) В итоге в составе ВМФ России к 2008 году осталось всего 29 кораблей в разных стадиях технического состояния из серии почти в 90 корпусов.
P.S. Хорошие новости: 1. Оставшиеся корабли пройдут ремонт и модернизацию. 2. Идея кораблей с опускаемой гидроакустической станцией не пропала и в Зеленодольске строят достойных преемников "Альбатросов". 3. Производство более совершенных, но подходящих для замены, газовых турбин налажено на территории России.
1972 год. Головной на ТОФ корабль проекта 1124 МПК-36 (10 заказ ХСЗ) . Первый командир, принявший корабль от промышленности, капитан третьего ранга Квасов Николай Нефёдович:
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев