Скептицизм, трезвость ума и разумная оценка происходящего были свойственны Л.Г.Николаи, но многие вельможи не разделяли его мнения и были в полном восторге от графа Калиостро, считая, что он «сверкнул как яркая звезда на нашем тусклом небосклоне». В те времена Калиостро было 36 лет, но о себе он рассказывал следующее: «Рожденный через 200 лет после Всемирного потопа, я знавал пророка Моисея, не раз беседовал с Христом, бродя с ним по берегу Тивериадского озера, принимал участие в оргиях Нерона, с войском крестоносцев брал Иерусалим и т. д. В России я намерен основать масонскую ложу, в которую будут приниматься и женщины. Являясь главой египетского масонства, я должен распространять свое учение повсеместно».
Популярность Калиостро в Петербурге росла день ото дня, особенно после излечения Паши Гагарина, сына одного из самых влиятельных вельмож империи. Мальчик тяжело заболел, от него отступились лучшие врачи, подписав ребенку смертный приговор. По совету влиятельных друзей Калиостро родители показали мальчика графу. Тот сказал, что случай тяжелый и он сможет вылечить ребенка, но должен его забрать на две недели. К удивлению всей столицы, Гагарины доверили ребенка Калиостро. Через две недели Паша вернулся домой совершенно здоровым. Когда же его спрашивали, колдовал ли доктор, мальчик отвечал, что тот давал ему душистые настои из трав, много с ним разговаривал, но ничего дурного не делал.
Тут перепугались уже петербургские врачи. Они пустили слух, что вместо мальчика Гагариным вернули девочку, а мальчика Калиостро будто бы закопал во дворе своего дома. Гагарины возмущались, мальчик смеялся, Калиостро только отмахивался от клеветы. Гагарины привезли Калиостро тысячу золотых империалов, граф отказался взять деньги, сказав, что лечит бесплатно. За девять месяцев, проведенных в Петербурге, он принял несколько сот больных, ни с кого не взяв ни копейки. Цветущая жена графа – Лоренца – в беседах с супругами столичных сановников между прочим сообщала, что на самом деле ей 700 лет. А её молодость – результат приёма волшебного эликсира, изобретённого Калиостро. Надо ли говорить, как быстро петербургские дамы разнесли эту новость по городу и охотно приобретали эликсир за очень существенные деньги.
Людвиг Генрих Николаи при той единственной встрече с Калиостро завел научную дискуссию, в которую то и дело вставлял термины из области алхимии. «Я в качестве наживки ввернул словечко об элементарной соли, Калиостро стал засыпать меня потоком загадочных фраз. Из любопытства я в молодости прочел несколько книг по алхимии, при этом никогда не прикасался к тигелю (тигель – сосуд для плавки металлов – прим. авт.), но при этом я мог свободно манипулировать зелеными львами, черными жабами и тому подобное. Господин Б, сидевший рядом, повернулся к своему соседу и сказал чересчур громко: «Ничего себе, граф загибает!» Калиостро, должно быть, услышал эти слова, потому что сразу умолк и вышел из-за стола…».
Помимо приема больных в доме генерала от артиллерии Мелисино, мастера масонской ложи, Калиостро проводил сеансы черной и белой магии. Ну и самая главная миссия, с которой приехал в Петербург Калиостро, – это послание французских масонов русским собратьям. Встречи Калиостро с вольными каменщиками Петербурга проходили, в частности, в павильоне «Ротонда» – одной из построек комплекса Елагинского дворца, где позже, во время реставрации, в подвале были найдены загадочные сосуды, предназначение которых неизвестно. Ротонда или, как ее иначе называют, Павильон под флагом, стоит в окружении лиственниц, которые являются символическим деревом масонства, и к тому же располагается на месте встречи четырех основных стихий — воздуха, воды, земли и солнца. И потому он считался самым подходящим местом для разных мистических опытов и был по достоинству оценен графом Калиостро. К тому же граф, по своей привычке всюду обещать разные клады, сообщил российским масонам, что где-то в подвалах Ротонды хранятся рукописи царя Соломона, которые он собирался найти для курляндского дворянства, а, может быть, и саркофаг Гомера. Иван Перфильевич Елагин, государственный деятель и великий мастер масонской ложи Петербурга, хотел выучиться от Калиостро делать золото. Видимо, поиски философского камня в Ротонде не удались, так как известно, что секретарь Елагина дал Калиостро пощечину, может быть, за обман насчет золота.
Комментарии 1