Происходил из боярского рода, одним из первых на Руси выступил против холопства. Первые упоминания о Матвее Башкине относятся к 1553 году. Во время Великого поста он пришёл на исповедь к священнику Благовещенского собора Симеону. Не ограничиваясь покаянием, Башкин ввязался в диспут по некоторым вопросам веры. В частности, он недоумевал по поводу действия крепостной системы, существование которой противоречило христианским догматам. Также Башкин заявил о неравенстве Иисуса Христа с Богом-Отцом, подверг сомнению ряд православных доктрин, усомнился в необходимости храмов и икон. Церковный собор признал Башкина виновным в ереси. В 1553 году заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Через полгода состоялся новый собор, после которого, предположительно, он был сожжен. Башкин представляет собой яркий пример русского средневекового правдолюбца, искателя добра и справедливости. Своих холопов отпустил на волю, уничтожив кабальные записи. Критиковал различные злоупотребления в религиозной и социальной сферах, при этом призывал не поддаваться вражде, ненависти и другим мирским соблазнам. Собственных сочинений не сохранилось. О воззрениях Башкина можно узнать из двух «жалобниц» Симеона и Сильвестра, Соборной грамоты в Соловецкий монастырь о заключении игумена Артемия и из послания Ивана Васильевича Максиму Греку о ереси Башкина.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2