" (1 ч.)
На иврите "Мессия" - это "помазанник".
То есть тот человек, (а ни какая другая личность) который призван на определенное служение, и прошел определенный обряд.
И впервые этот обряд был описан в книге Исход:
12 И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания и омой их водою,
13 и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне.
14 И сынов его приведи, и одень их в хитоны,
15 и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их. (Исх.40:12-15)
То есть, Аарон был первый Мессия Израиля.
И в последующем все Первосвященники, проходили эту процедуру, и считались помазанниками Бога.
И когда они умирали, то все, кто совершил беззакония, но не к смерти, прощалось им это:
28 ибо тот должен был жить в городе убежища своего до смерти великого священника, а по смерти великого священника должен был возвратиться убийца в землю владения своего. (Чис.35:28)
Смерть первосвященника, подобно смерти царя, была значительным событием в жизни всего израильского народа. Для того, чтобы понять, как судьба случайного убийцы связана с судьбой первосвященника, следует вспомнить, что первосвященник был призван молиться за мир и благополучие всего народа. Любые случайные, непредвиденные несчастья, в том числе и случайное убийство, в какой-то степени свидетельствовали о недостаточной духовной работе Первосвященника. Поэтому Тора возлагает на Первосвященника определенную долю ответственности за каждое случайное прегрешение и случайное убийство. Его смерть становилась искуплением всех его недостатков и одновременно искупала человека, случайно убившего своего ближнего.
В дальнейшей в истории Израиля, помазанниками стали и цари.
Первый из них - Саул, которого по приказу Бога, помазал Самуил.
И не смотря на то, что он не сохранил в чистоте помазание, Творец лишил его и сана и жизни, но помазания не забрал.
Поэтому Давид, смог стать помазанным царем над Израилем, только после смерти Саула.
Хотя помазание получил задолго до смерти Саула.
Давид был следующим царем над Израилем, которого на царство, тоже помазал Самуил, и тоже по приказу Бога.
И за его, Давида, преданность (а не праведность) Богу, Он даровал ему вечное царствование в Израиле.
То есть, отныне и до конца времён, только из его рода, будут цари в Израиле.
Любой другой, будет считаться самозванцем.
К сожалению, подобное было в истории Израиля не раз.
После победного Маккавейского восстания, царем стал представитель колена Левия.
То есть не из рода Давидова, и даже не из колена Иуды, а из колена Левия.
Ну а дальше ещё хуже.
Когда римляне захватили Иудею, они распяли последнего еврейского царя Александра на кресте (это было первое распятие еврея на кресте), а на трон римляне возвели Ирода, который к тому же даже небыл полноценным евреем.
Мать еврейка, а отец идумеец (племя идумеев, после победы Маккавеев над греками, было насильственно присоединено к Израилю и были обрезаны).
Жестокость этого человека была без границ.
Он даже убивал своих собственных детей, когда подозревал, что они хотят царствовать вместо него.
Кстати, именно в его царствование родился Иешуа Машиах (Иисус Христос), а также было побитие младенцев, которое описано в Евангелии от Матфея.
Но со времен Давида, и до наших дней, евреи ждут особого Машиаха - Царя Царей, примерно как Малки Цадек, в котором сольются три титула -Царь - Священник - Пророк.
Но о Малки Цадеке мы мало что знаем.
Единственно, что можно сказать о нем, что это предположительно был Сим, сын Ноя, который и основал Салим, дав ему практически свое имя.
Кстати, Фамарь, ставшая женой Иуды, сына Яакова, была либо дочерью Малки Цадека, либо внучкой.
И это я думаю не случайное совпадение.
Тоесть, через нее, титулы Малки Цадека перешли к колену Иуды, а затем и к Мессии Иешуа.
Прослеживается как бы постоянная взаимосвязь времен и событий.
Следующий царь, о котором мы можем говорить как о прообразе Мессии, пусть даже слабом прообразе - это Соломон.
Именно Соломон приказал построить Храм, руководил его открытием, и расписал все служение в Храме, как в праздничные дни, так и в будни.
Но к сожалению, его дальнейшие действия, отрицательно сказались и на нем, и на всем Израиле.
Это мы кратко ответили на вопрос:" Что такое "Мессия?"
Ну и теперь переходим к другому вопросу:
Кто такой "Мессия" Израиля, о котором говорили Тора и Пророки?
Поразительно, но как это ни странно, но во всем ТаНаХе (Ветхий Завет) всего ЧЕТЫРЕ прямых пророчеств, на конкретную личность, которого Бог изберет себе Машиахом (Мессией)
А вот косвенных пророчеств предостаточно.
В христианстве, их насчитывают порядка 300, а в иудаизме порядка 1300.
Такая разница произошла потому, что иудеи, даже упоминание о осле, или ослицах, считают намеком на Мессию:
9 Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. (Зах.9:9)
А вот теперь можете представить себе, сколько раз эти животные упоминается в Писании?
Но повторяю, прямых пророчеств, всего ЧЕТЫРЕ!!!.
И сейчас мы попробуем рассмотреть их по порядку.
А начнем их рассматривать вот с этого места, когда пророк Нафан, передает Давиду слова Бога:
12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.
14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. (2Цар.7:12-15)
То есть, цари в Израиле будут только из рода Давидова ПО ПЛОТИ
По плоти, и из рода Давидова - это очень важный момент Божьего пророчества.
Любой другой претендент, или тот, кто уже взошедшая на престол личность, будет считаться лжецарем.
А если эта личность, к тому же еще будет претендовать на роль Мессии, то будет называться лжемессией.
Об этом говорится Тора и Пророки.
Ну и далее, Пророки нам говорят:
1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия;
3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. (Ис.11:1-5)
Иессей - отец Давида, и его потомками МОГУТ НАЗЫВАТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕ, КТО ПО ПЛОТИ ОТ ЕГО КОРНЕЙ!!!
Всякая иная интерпретация, будет уводить в сторону от того, что говорил Бог по этому вопросу.
Следующее пророчество:
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!" (Иер.23:5,6)
Творец опять, уже через Иеремию повторяет, что Праведный Царь восстанет из рода Давидова.
А теперь сравним имя Иешуа - "Бог спасает", и вот с этим: "вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"!!!
Далее:
15 В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. (Иер.33:15)
Думаю, что здесь комментарии излишни.
И Исаия и Иеремия говорят одно и то же.
Некоторые, так называемые критики, утверждают, что Исаия сильно исправлен поздними составителями его пророчеств, которые сводили все части его пророчеств, в одну книгу.
Кстати, эти критики, подобным образом относятся и к другим пророкам, и особенно к Даниилу.
К других пророках, КРОМЕ ИЕРЕМИИ, по той простой причине, что:
4 И было ко мне слово Господне:
5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Иер.1:4,5)
Он единственный из пророков, кто был избран на это служение, еще до рождения.
И он единственный из пророков, который получил наказ Небес записать и сохранить все, что Бог ему открывал:
1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:
2 так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. (Иер.30:1,2)
Кроме того, он единственный из пророков, время и место смерти которого неизвестно и до сего дня.
Поэтому между иудеями ходила, и до сих пор ходит молва, что он не умер, а как и Илия был взять на небо не увидев смерти.
Ведь не зря же на вопрос Иешуа, за кого они Его принимают, ученики упомянули Иеремию:
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. (Матф.16:13,14)
И как говорит традиция, вероятней всего именно Иеремия, зная о том, что Иерусалим скоро будет повержен, и будучи священником, вместе со своими учениками, спрятал все принадлежности внутреннего убранства Скинии, в одной из пещер, под городом, которых так много под ним.
По крайней мере, в описях вавилонских царей, не числились ни Ковчег Завета, ни Минора, ни стол предложений, ни жертвенник воскурений.
Поэтому во втором храме Ковчега Завета не было, а все остальное были их копиями.
Как видим, в Пророках, четко даётся указания, кто и откуда будет Мессией.
Что же касается когда, то на этот вопрос даёт ответ Даниил:
21 И когда я ещё творил молитву, то муж Гавриэйл, которого видел я прежде в видении, быстро пролетев, коснулся меня в то время, когда приносят вечернюю жертву.
22 И вразумляя, заговорил он со мной и сказал: "Даниэйл, ныне вышел я, чтобы научить тебя пониманию.
23 В начале молитвы твоей вышло решение, и я пришел известить тебя, потому что любим ты. Пойми же речь, и вдумайся в видение.
24 Семьдесят семилетий предопределены для народа твоего и священного города твоего, чтобы покончить с преступлениями, уничтожить грех, искупить вину и установить справедливость навеки; чтобы скрепить печатью (подтвердить) видения и пророчества и помазать (освятить) святая святых.
25 Но знай и пойми, что с того времени как выйдет повеление о восстановлении и строительстве Иерушалаима до помазанника-властелина (пройдет) семь семилетий, а (после) шестидесяти двух семилетий вновь будут отстроены улицы и рвы, и будет это временем бедствия.
26 А после этих шестидесяти двух семилетий погибнет помазанник, и не будет его, а город и святыню уничтожит пришедший народ-властелин; конец же его будет стремительным, и до конца войны предопределены разрушения.
27 И укрепит он союз с властителями в одно семилетие, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения, и власть мерзостная будет существовать, пока не наступит полное уничтожение и предначертанное не постигнет разрушителя. (Дан.9:23-27)
Это, что касается прямых пророчеств о Мессии в ТаНаХе (Ветхом Завете)
Но как говорилось выше, есть и косвенные намеки на личность Мессию, и их очень много.
Разобрать все эти места - так это получится увесистый богословский трактат, что не входит в планы этой короткой статьи.
Поэтому мы рассмотрим наиболее яркие, которые часто считаются как бы прямые пророчества на Мессию.
И так, начнем вот с этого места:
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
19 а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; (Втор.18:17-19)
Если непредвзято подойти к этому пророчеству, то здесь Господь говорит в первую очередь о Иисусе Навине, на которого Он возложил миссию, ввести народ Израиля в Землю Обетования, отвоевать её у ханаанских племен, и распределить её между коленами Израилевым.
Что он в последствии и сделал.
То есть прямой текст, говорит о И. Навине.
А вот как духовная её часть, то это можно перенести и на будущих пророков, в том числе и на Иешуа.
Поскольку главная миссия пророка заключалась именно в том, чтобы исправлять свой народ, призывая к покаянию, к возвращению на путь Божий.
Ну примерно, как это делал Иоанн Креститель:
3 После этого Иоанн пошел по всем областям, прилегающим к Иордану, и проповедовал крещение покаяния для прощения грехов. (Лук.3:3)
А вот что же касается Иешуа, то Он кроме призыва к покаянию, еще учил свой народ тому, как надо праведно проводить свою жизнь, перед лицом Бога.
Притом это было не какое-то новое Учение, а все та же Тора, но если можно так выразится, то "Тора с человеческим лицом".
То есть Он раскрывал глубину Божьего Учения, и притом на доступном для всех языке.
Только как пример:
- Тора говорит:
14 Не прелюбодействуй. (Исх.20:14)
- а уже Иешуа раскрывает глубинную суть этой заповеди:
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Матф.5:27,28)
- та же Тора, то же Учение Бога, но раскрытая во всей своей глубине.
Поэтому и сказано в Евангелии от Матфея:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но НАПОЛНИТЬ.
Также Он поступал и с другими Заповедями - не отменял, а наполнял.
Да собственно и сам Он об этом говорил:
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но наполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.(Матф.5:17-19)
Именно этому Его феномену, изумлялись тогдашние учителя Закона - фарисеи:
1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. (Иоан.3:1-3)
- и еще один момент в этом плане:
28 Когда Иисус кончил говорить, народ был в изумлении от Его учения,
29 потому что Он учил их как имеющий власть, а не как обычные учителя закона. (Матф.7:28,29)
Следующее, очень яркое пророчество, которое в первую очередь относят к Иешуа из Назарета:
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13 Тогда сказал [Исаия]: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. (Ис.7:10-14)
Традиционно считается, что это пророчество на Иешуа.
Но смотрите, Бог обращается к Ахазу, и говорит о какой то деве, которая должна будет родить какого-то ребенка.
И что Ахаз это будет видеть.
Но ведь Мессия появится только через 700 лет.
Тогда о ком говорит Бог через Исаия?
И кто в истории Израиля носил Имя Эману Эйль, которое переводится как "Бог с ним"?
А никто.
Не было ни одной исторической личности в Израиле, кто бы носил это имя.
Ни тогда, ни в более позднее время.
Но ведь есть пророчество, есть имя, и Бог не мог солгать.
Тогда что это значит?
А это значит то, что:
1 В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его;
4 он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.
5 На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него.
6 И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.
7 И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. (4Цар.18:1-7)
Заметили - И был Господь с ним - Эману Эйл.
Как видим никакой мистики.
Ахазу было сказано, что его жена Ави, или будущая, или которая уже была (пророчество об этом моменте ничего не говорит), родит ему сына.
Вполне возможно, что на момент пророчества, она была девственницей, а вполне возможно, что уже стала женой Ахаза.
По той простой причине, что в оригинальном тексте, написано "молодая женщина".
Так, что с папой и мамой никаких проблем.
Ну а как же быть с именем Эману Эйль.
А никак.
Это не имя, а как бы титул.
Ну примерно как Малки Цадек - царь Праведный.
Поэтому, что касается Езекии, то по отношению к нему это имя значит:" И был Господь с ним", о чем и говорится в седьмом стихе, восемнадцатой главы, 2 Царств.
Вот и весь секрет этого имени Эману Эйль.
Но ведь в Евангелиях этот отрывок применяется и к Иешуа.
Тогда какое отношение имеет это имя к Нему?
А вот какое:
21 Когда весь народ крестился, был крещен и Иисус, и когда после крещения Он молился, открылись небеса,
22 и на Него сошел Святой Дух в телесном виде, в образе голубя. И с небес прозвучал голос: - Ты Мой любимый Сын! В Тебе исполнение Моей доброй воли! (Лука 3:21-22)
В Тебе исполнение Моей доброй воли! - иначе Эману Эйль.
Теперь другое пророчество:
6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. (Ис.9:6,7)
Традиционно считается, что это пророчество относится к Иешуа, и здесь перечислены все титулы Мессии, в том числе и Божественные.
А также упоминается его рождение.
Но давайте не спешить, а хорошенько разберемся.
Дело в том, что древние письмена, писались без заглавных букв, и между словами небыло пропусков.
И переписчики сначала наизусть изучали тексты, которые надо было переписывать, и только потом приступали к работе.
Почему я это так подробно говорю?
Касательно шестого стиха, речь идет УЖЕ О РОДИВШЕМСЯ РЕБЕНКЕ.
Ибо младенец родился нам - Сын дан нам....
То есть, Исаия говорит, что он уже родился.
Притом это наследник царского престола Давида по плоти.
Тогда кто же это?
А все тот же Езекия, будущий царь Иудеи, который уже родился.
В отличие от Исаия 7:10-14, где его рождение только намечается.
А что тогда с именами.
Да ничего особенного.
Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности - Князь мира.
Так это должно было бы перевестись.
То есть к Езекии относится только Князь мира.
А все остальные титулы относятся к Тому, Кто дал Езекии этот титул.
Что касается "Князь мира", то во все времена его, Езекии, правления, Бог защищал Иудею, от всех внешних врагов.
А тогда какое это пророчество имеет отношение к Мессии Иешуа?
Князь мира.- вот какое.
Когда Он придет второй раз в силе Царя Царей - тогда все народы и их князья, добровольно, без применения к ним всякой силы, подчинятся Ему.
И это будет соответствовать этому:
28 Когда же все будет Ему подчинено, тогда и сам Сын будет подчинен тому, кто все подчинил Ему, чтобы Бог был все во всем. (1Кор.15:28)
Еще одно яркое пророчество, которое часто цитируется, как пророчество о Мессии, так это Исаия 53:
1 Кто поверил бы слуху, (дошедшему) до нас, и мышца Господня на ком явилась?
2 И взошел он, как росток, и, как корень, (пророс) из почвы сухой, ни виду в нем, ни красоты, и видели мы его, но не (таков был) образ его чтобы прельститься им.
3 Он презираем был и отвергнут людьми, страдалец и изведавший болезнь, и как бы отвращая от себя лица, презираем (был), и мы не почитали его.
4 Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Богом и истязаем.
5 И он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, наказание за благополучие наше - на нем, и ранами его исцеляемся мы.
6 Все мы, как овцы, блуждали, каждый повернул на дорогу свою, и Господь возложил на него грех всех нас.
7 Притеснен и измучен он был, и не открывал рта своего, как овца,
ведомая на заклание, и как овца, безгласная пред стригущими ее, и не открывал рта своего.
8 Из заключения и от наказания взят он был, и кто расскажет о (случившемся) с поколением его, ибо отрезан он был от страны живых, за греховность народа моего - поражение ему.
9 И дана была с грешниками могила ему и с богатыми - при смерти его, (хотя) не совершал он насилия и не (было) лжи в устэх его.
10 Но Господу угодно было сокрушить его болезнями; если сделает душу свою жертвой повинности, увидит он потомство, продлит дни (свои), и желание Господа в руке его осуществится.
11 За труд души своей увидит (добро), насладится; мудростью своей оправдал праведника раб Мой пред многими, и грехи их он нес.
12 Поэтому Я дам ему-(удел) среди великих, и с сильными будет делить добычу, за то что рисковал жизнью своей, и к преступникам причислен был, и грех многих нес он, и за преступных вступался.
Издревле, между иудеями и христианами идет полемика, о ком речь в этом пророчестве?
Большинство иудейских богословов, начиная со средних веков, утверждает, что это пророчество о Израиле.
И основывают они свое мнение на том, что:
1 Кто поверил бы слуху, (дошедшему) до нас, и мышца Господня на ком явилась?
2 И взошел он, как росток, и, как корень, (пророс) из почвы сухой, ни виду в нем, ни красоты, и видели мы его, но не (таков был) образ его чтобы прельститься им.
- то есть, тут как бы просматривается то, что когда Бог вывел Израиль из Египта, то именно в пустыне, в течении 40 лет, эта невзрачная, полуязыческая толпа евреев, стала народом, с которым Господь Бог заключил вечный Завет, по обустройству не только своего будущего государства, но и всего мира так, как это Бог планировал в самом начале человеческой истории.
Правда последующие стихи, этого пророчества, явно говорят о одной личности:
4 Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Богом и истязаем.
5 И он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, наказание за благополучие наше - на нем, и ранами его исцеляемся мы.
Поскольку это передает нам сам пророк Исаия, будучи евреем, мало вероятно, что он соотносит себя с языческим миром, когда говорит:
Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Богом и истязаем. И он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, наказание за благополучие наше - на нем, и ранами его исцеляемся мы.
И дальнейшее повествование, тоже говорит о одной личности.
Поэтому сложно говорить о том, что это пророчество исключительно о Израиле.
Как вариант того, что в нем можно рассмотреть и судьбу Израиля можно.
Но я склоняюсь к тому, что все таки, это пророчество больше относится к будущему Мессии, чем к Израилю.
Хотя и не отвергаю того, что в какой то мере, можно усмотреть и то, что часть этого пророчества можно отнести к Израилю.
Ведь одно и то же пророчество, нередко несет две, или три "нагрузки" - прямой, духовный и аллегорический смысл.
Но на первом месте, всегда стоит понимание прямого текста.
(продолжение следует…)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев