).
Данные монеты имеют туже композицию, что и солиды византийских императоров Василия II и Константина VIII (976-1025)
Златники выглядят более близкими к прототипу благодаря тому, что они чеканены на более плотных кружках размера и веса солидов: граверы имели возможность смелее моделировать штемпели, тогда как чрезвычайно тонкие и широкие кружки сребреников обусловили графичную манеру изготовления штемпелей. В сравнении с современными им западными монетами, древнейшие русские оказываются далеко не самыми "варварскими".
Расположенная на золотых и серебряных монетах вдоль части края оборотной стороны легенда является начертанием полного имени Иисуса Христа или (только на сребрениках) его монограммы двух видов: НС - ХС и IС - ХС.
Недолгий выпуск золотых монет, судя по их редкости и малому числу штемпелей, имел еще и спорадический характер. Тем не менее все сохранившиеся экземпляры до ухода в клады исправно "работали" в сфере денежного обращения, а отдельные из них успели изрядно затереться. Стоит отметить, что ни один златник не имеет следов использования в качестве украшения.
Металл всех златников высокопробен (916-958°) и по пробе соответствует золоту солидов конца X - начала XI в., из которого златники, по всей вероятности, и выделывались. Это соответствие, наряду с повторением веса солидов X в. (4,0-4,4 г)*, служит убедительным подтверждением принадлежности первоначального русского чекана Владимиру Святославичу, а не Владимиру Мономаху, так как содержание золота в солидах, пониженное уже в 30-40-х гг. до 750°, к концу XI в. упало до 350°
Служивший для чеканки киевских сребреников всех типов сплав настолько нестабилен по составу и в целом так низкопробен, что практически исключает возможность каких-либо метрологических обобщений, за исключением установления среднего веса этих "пестрых" по металлу монет. Этой особенностью металла сребреников, возможно, объясняется крайне редкое присутствие их в далеких от Киева монетных кладах европейского обращения: туда уходили, как правило, наиболее высокопробные монеты, а неполноценные служили средством местного обращения, как показывает состав Киевского и Нежинского кладов.
Русские резчики начали с ученического повторения доставшихся византийских образцов. Главной особенностью метода византийцев, унаследованной еще от античности, было применение глубокого рельефа, которым достигалась трехплановость композиции на монетном кружке (выпуклое изображение, рельефная легенда, плоский фон). В дальнейшем киевская школа полностью освободилась от скульптурных приемов резки штемпелей и перешла к чисто графическому характеру исполнения монетной композиции.
Графическое начало в творчестве первых русских монетчиков, помимо неопытности в технической вооруженности, может объясняться и вековой привычкой к арабским дирхемам: они были графичны по композиции и двуплановы, ведь мастерство исполнения арабских штемпелей измерялось художественностью написания легенд! Следование изобразительным признакам дирхемов представляется вполне естественным и в свете весовой зависимости сребреников от дирхемов.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев