Исписанные и разрисованные подъезды и фасады жилых домов – привычная картина для любого городского жителя. Увы, Мончегорск в этом плане не исключение: на стенах большинства домов красуются непонятные рисунки или глупые надписи. Всё это приходится закрашивать, стирать – тратить и время, и деньги. Что можно сделать, чтобы повлиять на ситуацию?
Осмысленные нацарапанные или написанные послания на стенах зданий появились ещё в античности. Первопроходцами были древние греки, которые на стенах рекламировали ту или иную услугу. Они же и дали название этому занятию – граффити. Позже явление получило широкое распространение и в Древнем Риме: горожане оставляли на стенах признания в любви, политические послания и рекламные сообщения. В этом плане большинство мончегорских «уличных художников» недалеко ушло от своих предшественников: и сегодня мы можем увидеть на фасадах домов в городе призывы к трезвости или признания в любви.
На Руси первые граффити датируются ХI веком. По большей части они появлялись на стенах храмов, поэтому и содержали в основном молитвы или народные заклинания. Хотя встречались и привычные фразы: мол, здесь был Всеволод. Судя по нашим подъездам, в городе точно есть потомки тех славян.
В Мончегорске не осталось серьёзных граффити-художников
Особую популярность граффити в нашем городе приобрело в конце девяностых – начале двухтысячных годов вместе с общим повальным интересом к западной культуре.
– Тогда граффити ассоциировалось с каким-то протестом, а не с искусством, – объяснил мончегорский граффити-художник Виктор Самусев. – То есть у нас были даже такие понятия, как не соваться в «коммерцию» – не выполнять какие-то коммерческие заказы, потому что мы рисуем в первую очередь для самореализации. Но сейчас это отошло. Сейчас это – мода.
На создание одного довольно простого граффити-рисунка нужно минимум часа три работы и больше десятка баллонов с краской. Поэтому стоит разделять граффити как вид уличной культуры и как хулиганские надписи. Со слов Виктора, сегодня в городе практически нет людей, увлекающихся граффити на серьёзном уровне. То же нам рассказали и в отделе по делам молодёжи.
– Мы ежегодно проводим различные мероприятия, где даём возможность ребятам легально рисовать на стенах, ограждениях, асфальте, а сейчас все наши граффитисты уехали поступать. Следующее поколение ещё подрастает, но пока мы больше слышим, что они где-то в подъездах, где-то на окраине города рисуют, – рассказала начальник отдела по делам молодёжи Наталья Паньшина.
Другими словами, серьёзных граффити-художников сегодня в городе найти сложно, зато почти на каждом доме мы легко отыщем нецензурные слова, написанные маркером, или «высокохудожественные» рисунки. Судя по ним, стены и фасады домов расписывают в основном дети.
– Где-то в 2006-м я начал рисовать, причём это было больше хулиганство какое-то, – поделился воспоминаниями Виктор. – Нарисовать какой-нибудь кукиш на заборе и убежать, думая, что это какое-то граффити.
– У нас нет граффитчиков серьёзного уровня как таковых, – подтвердила ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Неля Сотникова. – В основном к нам на комиссию попадают совсем юные мальчишки, которые где-то нашли баллончик, или обычным маркером разрисовывают дома, детские площадки.
За подобные нарушения подростки до шестнадцати лет попадают на комиссию по делам несовершеннолетних, и в худшем случае их ставят на учёт, а родителей штрафуют. Но чтобы хулиган
не остался безнаказанным, его ещё нужно поймать.
Кто, если не мы?
Ни для кого не секрет, что после недавней реформы полиции штат правоохранителей заметно сократился.
Не избежала этого и патрульно-постовая служба, сотрудникам которой теперь точно не до выслеживания и поиска хулиганов, расписывающих фасады домов и подъезды. Однако на заявления горожан полицейские продолжают реагировать.
– Если просто позвонят и скажут, что у нас разрисован подъезд, то это вообще ни о чём. Ну пойдут, формально поспрашивают. Но если есть такие сведения, что кто-то рисует на доме, в подъезде, то не стесняйтесь, звоните, – призывает Неля Борисовна.
Эффективнее всего в подобных случаях пройти по соседям и собрать несколько подписей. У коллективного заявления по такому поводу всё-таки значимость больше. Да и попросту нужно проявлять гражданскую инициативу. Видите, что подросток что-то рисует, – не проходите мимо, а вызовите полицию или сами поймайте его за руку.
– Был у нас недавно случай, когда мальчик помадой рисовал на стене, – вспомнила Неля Сотникова. – Мимо шёл бывший сотрудник милиции, проявил гражданскую сознательность и довёл дело до конца – подростка наказали. Думаю, он больше не будет рисовать.
Безнаказанное преступление практически всегда повторяется. Если подросток один раз что-то написал в подъезде и это сошло ему с рук, он будет без опасений и стыда рисовать и дальше. А если в его квартиру вечером постучатся сотрудники полиции и хотя бы просто пообщаются с ним, то желания рисовать, я уверен, у него станет гораздо меньше.
В наших силах сделать город красивее и чище! Просто, когда мы молча проходим мимо подростка, расписывающего стену дома, или когда новый лифт через месяц вдруг оказывается разрисованным, а мы, поругав молодёжь, бездействуем, рождается безнаказанность и нецензурные надписи на стенах становятся нормой. Пусть даже половине ваших соседей абсолютно без разницы, в каком доме, да и вообще городе, они живут. В таком случае, мы – вторая половина небезразличных горожан – тем более обязаны действовать. Ведь мы же понимаем, что такие «художества» – это ненормально, и мы должны объяснять это детям, подросткам и даже некоторым родителям.
#►происшествия
Комментарии 1