В формировании речи ведущую роль играет непосредственное акустическое восприятие. Именно оно и страдает у большинства детей с тяжелыми речевыми нарушениями. О фонематическом восприятии можно говорить только тогда, когда ребенок начинает понимать речь, что происходит при подключении самостоятельного артикулирования. Фонематическое восприятие – это процесс слухового различения фонем. Термин «фонематическое восприятие» употребляется и в более широком смысле, так как выделение фонем невозможно без фонематических представлений, анализа и синтеза. Понял слово – значит, услышал, узнал фонемы (восприятие и представления), уловил их последовательность (анализ) и соединил (синтез). В этой статье фонематическим восприятием я называю именно слуховое различение фонем, а фонематическим слухом – всю систему фонематических отношений (процессы восприятия, представлений, анализа и синтеза). Это не противоречит определению Л.С. Выготского. В зависимости от того, какой из фонематических процессов в коррекционном упражнении мы развиваем в большей степени, можно выделить следующие виды работы: Работа над фонематическим восприятием Уточнение фонематических представлений Развитие фонематического анализы и синтеза «Результатом процесса вычленения фонем оказывается, с одной стороны постепенное формирование устной речи, с другой – накопление фонематических образов, которые и составляют содержание языкового сознания» Р.Е. Левина. I. Работа над фонематическим восприятием. Узнать, услышал ли ребенок фонему можно только одним способом: если он подаст сигнал (топнет, хлопнет, поднимет руку или карточку с символом звука) Начинаем с облегченного варианта: выделение звука в ряду изолированных звуков, слогов, в словах, где нет близких по артикуляционно-акустическим свойствам звуков. Предварительно нужно уточнить артикуляционный уклад звука с опорой на зрительный, тактильный, кинестетический анализаторы. В дальнейшем можно исключить визуальный ряд (с закрытыми глазами поднимать руку на заданный звук). По мере развития фонематического слуха, игровые задания усложняются. «Чьи ушки лучше слышат?» Логопед называет слова: бегать, побегать, палка, банка, печка, копать, заботливый, победа (на дифференциацию п-пь, б-бь), а ребенок поднимает нужный сигнал. -п – синий закрашенный кружок -б – синий незакрашенный кружок -пь – зеленый закрашенный кружок -бь – зеленый незакрашенный кружок II. Уточнение фонематических представлений. Здесь всего два вида работы: припомнить слова на заданный звук или отобрать картинки. Только так можно узнать, насколько точны фонематические представления. Это и содержание работы, и ее результат. Конечно, есть разница: вспомнил ли ребенок одно-два слова (отобрал одну-две картинки) или назвал двадцать слов – разных частей речи и рассортировал картинки на два-три-четыре смешиваемых звука (это реально). Например: ч-ть-ц. Картинки: чайник, цыпленок, утюг, цветок, мяч, цапля, утенок, картина, удочка, кольцо, котенок. Кто быстрее рассортирует картинки на звуки ц-ч-ть. Игра «Кто больше вспомнит слов?» Логопед побуждает детей подбирать слова – разные части речи (с заданным звуком) и дает цветные фишки (красная – существительные (слова-предметы), зеленая – прилагательные (слова-признаки), синяя – глаголы (слова-действия), золотая – остальные части речи). Игру можно провести по командам: девочки вспоминают слова со звуком [р], а мальчики со звуком [рь]. Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай». Картинки разложены в группе, дети выбирают те, в названии которых есть заданный звук (звуки) и по одной относят на свое место. Игра начинается и заканчивается по команде логопеда: раз, два, три, четыре, пять — игру можно начинать (заканчивать). Победитель тот, кто выбрал больше картинок и ни разу не ошибся. Игра «Молчанка». Ребенок выбирает картинки на заданный звук или сортирует на два близких. Удобно проводить после игры в лото: — Отдайте мне большие картинки, а маленькие рассортируйте. Со звуком [ш] в названии в одну сторону, а со звуком [ж] в другую. Взаимопроверка. III. Развитие фонематического анализа и синтеза. Синтез в «чистом» виде — «устное чтение». - Собери слово из звуков. - Все звуки поссорились, помири их и отгадай, какое слово я задумала: [у] [м] [н] [о] [с] Усложнение: удлинение слова и увеличение интервала между звуками. Элементарный фонематический анализ: определение наличия или отсутствия звука в слове (к 3-4 годам в норме) определение первого и последнего звука в слове (в норме к 6 годам) Игра «Домино» — название следующей картинки начинается с последнего звука в названии предыдущей. Можно устно – по типу игры «в города». К 6 годам ребенок, занимающийся с логопедом с 4-5 лет, уже называет по порядку звуки в коротких словах, следовательно, определение звука в середине слова на этом этапе уже неактуально. Высшие формы фонематического анализа: - Определение последовательности, количества и места звуков в слове Учет поэтапного формирования умственных действий: опора во внешнем плане в речевом плане в умственном плане. 1. Составление схемы слова. Методику я уже публиковала на этом сайте: вот здесь. Примерная последовательность типов слов для анализа: ус, да, рот, мама, домик, санки, стол, волк, крыша, капуста, королева. Можно отдельно выделить методику работы со словами – паронимами (отличающимися одним звуком) - Как ты думаешь, «бочка» и «почка» одно и то же или разные слова? - Придумай предложение со словом «бочка». - Придумай предложение со словом «почка». Вывод: По смыслу слова разные. - Давай сравним их по звуковому составу. Составление схем. Анализ: В слове «бочка» первый звук [б], а в слове «почка» — [п], все остальные звуки одинаковые. Вывод: Важно слышать и правильно произносить все звуки. 2. Игра «Лото». 1 вариант: - Что ты будешь делать? - Я буду определять место звука [с] в слове. - Чьи «усы»? — Мои «усы». В слове «усы» звук [с] стоит (живет) на втором месте. Я закрываю «усы» «усами» (кладу усы на усы) 2 вариант: - Что ты будешь делать? - Я буду определять, какой звук есть в слове [c] или [ш] и на котором по счету месте. - Чья пушка? Моя пушка. В слове «пушка» я слышу звук [ш], он стоит на третьем месте. Я закрываю пушку пушкой. - Чья сова? Моя сова. В слове «сова» я слышу звук [с], он стоит на первом месте. Ведущего (ведущих) можно выбрать из детей. 3. Звуковое и слоговое домино. Звуковое домино: найти два слова с одинаковым количеством звуков. -В словах «воробей» и «ромашка» по семь звуков. -Я кладу воробья к ромашке. Сначала дети считают количество звуков, загибая пальчики: СГ-2, изолированный звук — 1. Потом в уме. Слоговое домино: - В словах «кресло» и «цветок» по два слога (по два гласных звука). - Я кладу кресло к цветку. 4. Игра «в кубик». В зависимости от того, сколько точек на грани, задание: вспомни слово, где три звука. Вспомни слово, где два слога. Вспомни пять слов со звуком [ч]. 5. Ребусы. - Выделение первого звука в словах-названиях картинок, затем «отгадывание» слова. Например: КАРАНДАШ ОБЛАКО ТАНК – КОТ - то же с цифрами: УЛИТКА (2) РЕПКА (2) СОВА (1) – ЛЕС 6. Цифровой ряд от 1 до 6 у каждого ребенка. Нужно определить место заданного звука в словах, называемых логопедом, и выложить символ звука над (под) цифрой. - Что ты будешь делать? – Определять место звука в слове. Аналогичное задание на дифференциацию звуков: Здесь надо определить какой звук есть в слове (из смешиваемых) и на котором по счету месте. В одном слове могут быть 2 смешиваемых звука. Детям, которые первыми справились с заданием – фишки. 7. Игра «Лото». Логопед: У кого есть слово, где звук [л] на втором месте? На третьем? На пятом? Дети закрывают картинки фишками. Можно брать большие картинки от любого лото. 8. Преобразование слов. Заменить один из звуков в слове заданным. Например: - меняем первый звук на [р] кот – рот сом – ром забота – работа - меняем третий звук на [ч] ветер – вечер Петька – печка корка – кочка 9. Подбор слов (картинок) к схемам и наоборот. Соединить картинку с нужной схемой маркером на доске или в индивидуальных тетрадях. 10. Игра с мячом «Назови гласные звуки». Логопед слово, а ребенок только гласные звуки: Кастрюля – а у а. 11. Подними столько пальчиков, сколько звуков в слове. Подними столько пальчиков, на котором по счету месте заданный звук. Становление фонематической системы заканчиваются во время обучения грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез есть закономерное продолжение работы по развитию фонематического слуха. Важно идти от звука к букве, так как именно такой способ обучения предупреждает нарушения письма и чтения. Литература: Алексеева М.М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», Москва, «Академия», 1997г Левина Р.Е. «Недостатки чтения и письма у детей», 1941г Орфинская В.К. «Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов» Каше Г.А «Предупреждение нарушений чтений и письма детей с недостатками произношения», 1965г Трауготт Н.Н. «К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами», 1940г Волкова Л.С. «Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе», 1969г «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», СПб «Детство-Пресс», 2000г Соболева Наталья Владимировна, учитель-логопед высшей кв. категории, ГБДОУ №73 Кировского района, Санкт-Петербург Статьи по теме: Подгрупповое занятие по развитию фонематического слуха Знакомство со звуками [М] — [МЬ] — фронтальное занятие по развитию фонематического слуха Применение дидактических игр, как средства развития фонематического слуха и восприятия дошкольников Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста» (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5) Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: материал к занятиям, обмен опытом Сейчас читают: Развитие внимания для преодоления дисграфии. Упражнения и задания для учащихся 2 — 4 классов Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи Использование вестибулярных пластин MUPPY с бусиной при коррекции полиморфной дислалии Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи Оставить комментарий Имя (Required) Е-Mail (не будет опубликован) (Required) CAPTCHA Code * Добавить коментарий Публикация на сайте Добавить статью Как опубликовать статью по логопедии Опрос: Как Вы считаете, эффективны ли занятия с логопедом дистанционно - по Скайпу? Да Нет Не могу определиться Показать результаты Присоединяйтесь! ОСТАВАЙТЕСЬ С НАМИ!ПОЛУЧАЙ НОВОСТИ! RSS-подпискаПодпишись на EmailTwitterFacebook Для занятий: Реклама Toys Lab Деревянный магнитный конструктор "Зоопарк" 613 руб. V3Toys игрушки Новое поколение Деревянные кубики "Агния Барто. Стихи", 4 … 102 руб. V3Toys игрушки Eichhorn Деревянный игровой набор Eichhorn Кубики 1250 руб. DochkiSinochki.ru Источник: http://logoportal.ru/vidyi-rabotyi-po-razvitiyu-fonematicheskogo-sluha/.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев