МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА. Святитель Феофан Затворник (1815–1894)
Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)
В миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января (или 8) января 1815 года в семье священнослужителя. Получил образование в Ливенском духовном училище, в 1829 году отправлен в Орловскую Духовную Семинарию, а затем в Киевскую Духовную Академию. Там он и был пострижен в монахи 15 февраля 1841 года. Спустя полтора месяца был поставлен во диакона, а 7 апреля во пресвитера.
В конце следующего года направлен на должность инспектора Новгородской Семинарии, в 1845 году стал помощником инспектора Санкт-Петербургской Духовной Академии, но в следующем году подал прошение об отставке.
В 1847 году назначен членом русской духовной миссии в Иерусалиме, где пребывал до начала Крымской войны. Вернувшись на родину, преподавал в Санкт-Петербургской Академии. 15 сентября 1855 года стал ректором Олонецкой Семинарии, но меньше чем через год стал настоятелем посольской церкви в Константинополе.
13 июня 1857 года становится ректором Санкт-Петербургской Академии, а еще через три года поставлен во епископы. Был правящим архиереем Тамбова и Владимира, но в 1866 году подал прошение об уходе на покой в Вышенскую пустынь, где ушел в затвор через шесть лет. Там он вел обширную переписку, отвечая всем ищущим от него совета и утешения, до своей смерти в 1894 году.
Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4
Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 194
Неделя 4-я Великого поста.17 марта / 30 марта ВОСКРЕСЕНЬЕ
Глас 7-й. Постный день.
(Ев.6,13–20; Мк.9:17–31)
В изречениях Своих о блаженствах (Мф.5:1–12) Господь изображает райское сердце.
В настроение его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и жизнь христианскую. Хочешь рая, будь таков. И здесь еще предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник.
Седмица 5-я Великого поста.18 марта/ 31 марта ПОНЕДЕЛЬНИК
Глас 7-й. Постный день.
«На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Притч.15:3).
О, когда бы всегда памятовала об этом разумная тварь! Не посмела бы она тогда не только бесчинствовать явно и предаваться плотским непотребствам, но и внутренне, в помышлениях ума своего и в движениях сердца, не допускала бы ничего, неугодного Богу. Стояла бы она тогда, как воин пред царем во фронте, со всем вниманием и строгостью к себе, чтобы не оказаться не знающею своих артикулов и не подпасть гневу цареву и наказанию. Артикулы для ней – заповеди Божии, определяющие и образ мыслей приличный ей, и то, какова она должна быть в своих чувствах и расположениях; во всем этом была бы она тогда вполне исправна.
Седмица 5-я Великого поста.19 марта / 1 апреля ВТОРНИК
Глас 7-й. Постный день.
«Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» (Притч.15:11).
А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел-хранитель и совесть были свидетелями.
Станешь некогда на суд: тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо – и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность – покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.
Седмица 5-я Великого поста.20 марта / 2 апреля СРЕДА
Глас 7-й. Постный день.
«Путь жизни мудраго вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Притч.15:24).
Всем известно, что есть ад, и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем. Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук «авось», но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, «авось» обличает неразумность последней степени.
Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как, уклонившись от ада, спастись.
Седмица 5-я Великого поста.21 марта / 3 апреля ЧЕТВЕРГ
Глас 7-й. Постный день.
«Падению предшествует надменность» («злопомышление») (Притч.16:18).
Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений. Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их или направлять к разумным занятиям.
А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.
Седмица 5-я Великого поста.22 марта /4 апреля ПЯТНИЦА
Глас 7-й. Постный день.
«Души праведных в руке Божией» (Прем.3:1).
А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа – в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет.
Оттого у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.
Седмица 5-я Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).23 марта / 5 апреля СУББОТА
Глас 7-й. Постный день.
(Ев.
9:24–28; Мк.8:27–31)Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: «Ты – Христос» (Мк.8:29). Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертьюГоспода, но не поколебнуто и, быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру.
Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: «Ты – Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный». Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: «кто меняразлучит от любви Христовой!» (Рим.8:35) – и, подобно ему, начинает гнаться за всем, угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.
Неделя 5-я Великого поста.24 марта /6 апреля ВОСКРЕСЕНЬЕ
Глас 8-й. Постный день.
(Ев. 9, 11–14; Мк.10:32–45)
Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк.7:36–39)
Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь ко Господу. Зато и сказано было о ней: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7:47)
О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: «Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него». Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее, в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечноумною молитвою
...Ещё(Ев. 9, 11–14; Мк.10:32–45)
Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк.7:36–39)
Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь ко Господу. Зато и сказано было о ней: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк.7:47)
О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: «Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него». Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее, в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечноумною молитвою, а для видимого – делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога.
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).25 марта/ 7 апреля ПОНЕДЕЛЬНИК
Глас 8-й. Постный день.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Так говорит Господь: «Я Господь Бог твой,.. научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною» (Ис.48:17–19). Под каким условием? «Выходите из Вавилона» (Ис.48:20).
Вавилон – это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, – и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок – благопомышления сердца твоего, и как персть земли – плоды доброделания твоего.
<p sfay4algCCFFCCc3333...ЕщёТак говорит Господь: «Я Господь Бог твой,.. научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною» (Ис.48:17–19). Под каким условием? «Выходите из Вавилона» (Ис.48:20).
Вавилон – это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, – и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок – благопомышления сердца твоего, и как персть земли – плоды доброделания твоего.
Благовещение и установление таинства Тела и Крови. Какое сочетание! Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, – тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистыя Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови.
И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинною материю своею, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровию, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее.
Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий).26 марта/ 8 апреля ВТОРНИК
Глас 8-й. Постный день.
Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.
«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан» (Притч.21:13).
А мы часто дивимся, отчего Бог не слушает молитв наших? Вот и причина! Оттого, что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся; вот и нас не слышит Господь. Но это еще не велико горе, если не слышитсямолитва о чем-либо временном, а вот горе, если не станет Господь слушать нас, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, которые презренны нами, сильнее молитв наших. Надо поспешить отвратить эту крайнюю беду по примеру Закхея, которому за его мудрые решения сказал Господь: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:9).