Среда. Седмица 10-я по Пятидесятнице. Успенский пост. (1 Кор., 165 зач.,XVI, 4–12. Мф., 86 зач.,XXI, 28–32)
» Евангельское чтение (Мф., 86 зач.,XXI, 28–32)
28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
» Апостольское чтение (1 Кор., 165 зач.,XVI, 4–12)
4 А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
5 Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию.
6 У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду.
7 Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
8 В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, 9 ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
10 Если же придет к вам Тимофей, смотри́те, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я.
11 Посему никто не пренебрегай его, но проводи́те его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.
12 А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.
...
» Мысли свт. Феофана Затворника (1Кор.16:4–12; Мф.21:28–32)
В притче о двух сынах второй из них проворно «сказал: иду,.. и не пошел» (Мф.21:30). Это образ всех скороспелых благонамерений, которые привести в исполнение не достает потом постоянства, воли и терпения. Сердце легкое тотчас готово на всякое представляющееся ему добро, но нетвердая и нетрудолюбивая воля отказывается от делания на первых же порах. Эта немощь встречается почти у всех. Как же избегнуть такой несостоятельности пред самим собой и пред другими? А вот как: не начинай ничего не обдумавши и не рассчитавши, что на предпринимаемое достанет сил. Так Господь повелел в притче о начинающем войну и приступающем к построению дома. В чем же этот расчет? В том, по сказанию тех же приточных внушений Господа, чтоб вооружиться наперед самоотвержением и терпением. Посмотри, есть ли у тебя эти подпоры всех тружеников в добре, и если есть, начинай дело, а если нет, то наперед запасись ими. Если запасешься, то, что ни встретится на пути к намеренному, все перетерпишь и преодолеешь, и начатое доведешь до конца. Расчет не то значит, что, коль скоро трудновато дело – брось, а то, чтобы воодушевить себя на всякий труд. Отсюда будет исходить твердость воли и постоянство делания. И не будет с тобою никогда того, чтобы ты сказал – иду, а потом не пошел.
...
» Толкование Евангелия. Троицкие листки
(Мф.21:28–32)
Господь обратился к посланцам синедриона с новым вопросом, на который уже нельзя было не ответить, хотя этот вопрос относился к совершенному их посрамлению. Господь заключил Свой вопрос в притчу. Может быть, – сказал Он, воззрев на книжников, – вам легче будет дать ответ вот на этот рассказ. А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошел к первому, сказал: сын! пойди сегодня, работай в винограднике моем. Но сын был столь груб, что решительно отказался: он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел, одумался, понял, что огорчил отца и пошел работать в винограднике, и подойдя к другому сыну, он, отец, сказал то же, что и первому. Этот, со всем уважением к родителю, сказал в ответ: иду, государь; и, однако же, не пошел. Который же из двух исполнил волю отца? – сказал Господь, устремив Свой взор на книжников. Совопросники не поняли еще, куда клонится притча, и гордым, решительным ответом хотели показать, что они ни в каком случае ее к себе не относят. Говорят Ему: разумеется, первый. Так Господь заставил их произнести приговор против самих себя, осудить самих себя в другом лице. «Так как они не хотели сами сознаться в своей вине, то Христос притчей доводит их до Своей цели, – говорит святитель Златоуст, – и затем уже открывает им самый смысл Своей притчи. Иисус говорит им: не то же ли самое происходит и с вами? истинно говорю вам, что мытари и блудницы, которых вы так гнушаетесь, вперед вас (впереди вас) идут в Царство Божие, а вы, которые думаете, что имеете полное право на него, будете изгнаны из него, хотя и могли бы войти в него вслед за мытарями и блудницами, если бы раскаялись. Но вы стали неспособны уже к покаянию и так ясно обнаруживаете это в своих делах. Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, жил и учил, как истинный Божий пророк, как истинный праведник по духу Закона Моисеева, строгий подвижник и ревнитель правды в духе Илии. Вы не можете сказать о нем, что он был человек своекорыстный или не богоугодный; напротив, если кто из людей осуществил на деле ветхозаветную праведность, о которой и вы думаете ревновать, то, конечно, Иоанн Креститель, и вы по одному этому уже должны бы поверить ему. И, несмотря на это, вы не поверили ему, не поверили его проповеди, не принесли покаяния, которого он требовал. Так поступили вы, которые, подобно тому, второму сыну, непрестанно твердите, что готовы исполнять волю Небесного Отца (Лк. 3:12–13).
А мытари и блудницы поверили ему, эти люди, вами презираемые, оказывавшие дотоле непокорность воле Божией, поверили Иоанну, покаялись. А между тем Иоанн прежде всего пришел к вам, а не к ним; по крайней мере, их пример должен был бы тронуть вас. Вы же, и видев это их обращение, не раскаялись после, чтобы поверить ему. Вы остаетесь упорными, нераскаянными. Поэтому мытарям – большая похвала, а вам осуждение: во-первых, за то, что не хотите веровать, во-вторых, за то, что лицемерно скрываете это нежелание, притворяетесь, будто ищете правды Божией, посылаете с вопросами, то к Иоанну: «кто же ты?» (Ин. 1:22); то ко Мне: «какою властью Ты это делаешь?» (Мф. 21:23). «Заметь, – говорит святитель Златоуст, – как много Он хвалит мытарей и осуждает Иудеев. К вам пришел Иоанн, – говорит Он, – а не к ним; вы не поверили, – это их не соблазнило; они поверили, – это вам не принесло пользы. Слова «вперед идут» не потому сказаны, что Иудеи последуют мытарям, но что и они, если захотят, могут войти в Царствие Божие. Ибо ничто так не возбуждает грубых людей, как ревность; поэтому Христос всегда говорит: последние будут первыми, а первые – последними. Для того Христос и представляет в пример блудниц и мытарей, чтобы Иудеи возревновали. Ибо грех блудниц и грех мытарей суть грехи величайшие, происходящие от грубой любви, один – к телу, другой – к деньгам. Притом Христос научает, что верить Иоанну – значит повиноваться закону Божию. Итак, блудницы входят в Царствие Божие не по одной благодати, но и по правде. Ибо входят они уже не как блудницы, но как послушные и верующие, чистые и переменившиеся». И мытари, и блудницы входят в виноградник Божий, в Церковь Христову, и работают, – хотя раньше они своей грешной жизнью, как бы отвечали: «не хочу!» А фарисеи и книжники поступали во всем противоположно этому. Пророк Исайя верно описал их, когда от лица Господа говорил: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Христос сначала притчей, а потом указанием на блудниц делает слово Свое не столь тяжким для Иудеев, а, между тем, весьма сильным? Он не сразу сказал им: почему вы не поверили Иоанну? но, что было гораздо поразительнее, – сперва указывает на мытарей и блудниц, а потом уже говорит это, самыми делами доказывая, что Иудеи были недостойны прощения, и показывая, что они делают все из боязни к людям и суетной славы. Ибо они и во Христа не веровали потому, что боялись, чтобы им не быть отлученными от Синагоги; равно и Иоанна не дерзали осуждать не по благочестию, но по страху.
Обличив Иудеев во всем этом, Христос наносит им, наконец, самый тяжкий удар, говоря: «вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Худо не делать доброго в самом начале, но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется». Под двумя сынами некоторые толкователи, в том числе и святитель Иоанн Златоуст, разумеют язычников и Иудеев: первые, не давая обещания в послушании и не слышав Закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя и говорили: «все, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (Исх. 19:8), но на самом деле не оказывали покорности Закону. Потому, дабы Иудеи не думали, что Закон и без исполнения приносит им пользу, Христос показывает, что это-то самое и осуждает их. Согласно с этим говорит и Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). Итак, заключает свое толкование на эту притчу святитель Златоуст, «никакой грешник не должен отчаиваться, равно как и добродетельный человек не должен предаваться безпечности в надежде на себя. Ибо может случиться, и очень часто, что блудница предварит его. И грешник не должен отчаиваться, ибо ему еще можно даже превзойти первых. Когда мы с пламенной любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних грехов наших. Бог не как человек: Он не укоряет в том, что уже прошло. Когда мы раскаиваемся, Он не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня? но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему как должно. Итак, соединимся с Господом пламенной любовью; пригвоздим страху Его сердца наши. Примеры этого не только в Новом, но даже и в Ветхом Завете можно видеть. Кто был хуже Манассии? Но он возмог умилостивить Бога. Кто был счастливее Соломона? Но он, предавшись безпечности, пал. Кто был блаженнее Иуды? Но он сделался предателем. Кто был более достоин сожаления, как не Павел? Но он сделался апостолом. Кто был хуже Матфея? Но он сделался евангелистом. Сколько можно видеть подобных примеров, и древле бывших, и ныне случающихся каждый день! Господь говорит самонадеянному: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12), а падшему: «разве, упав, не встают?» (Иер. 8:4). «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» (Ис. 35:3). «Бодрствуйте», – говорит Он благочестивым, – а нечестивым: «встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф. 5:14). Одни должны сберечь свое здоровье, другие излечиться от болезни, ибо много страждут. Многие больные возвращают себе здоровье, а многие здоровые по своей безпечности впадают в болезнь. Потому Господь говорит одним: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», а другим: «хочешь ли быть здоров?., встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:14, 6, 8).
Хотя бы тридцать восемь лет ты страдал, если только пожелаешь быть здоровым, ничто не воспрепятствует. И ныне Христос предстоит, и ныне говорит: «возьми постель твою!» Благодать Его не истощается, не оскудевает»…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев