и работникам в музеях!
В древней Греции «мусейонами» называли места, где проводили ритуалы поклонения музам. Эти обиталища богинь искусств - пения, танца, поэзии - находились в подлинных заповедниках. Живописная роща, вершина завораживающей горы, таинственная пещера, усыпанная цветами долина – вот что достойно было стать приютом «красоты и вдохновения», местопребыванием прекрасных дочерей Мнемозины и Зевса. Там ставились алтари и храмы, устраивались праздники, приносились жертвы...
А кто обитает в этих «святилищах» сегодня? Кто такие - музейщики XXI века? В нашей стране - это самые неустроенные и мало оплачиваемые граждане. При том, что они имеют самый высокий образовательный ценз и порой абсолютно уникальные навыки - реставраторов, архивистов, исследователей... Так почему, спросите вы, эти неудачники, если такие умные - такие бедные? Не поспели к поезду перестройки, к вагону, на котором написано «обогащайтесь!»?
Во-первых, потому что не так они воспитаны. Мечтатели и романтики, преданные идеалам добра и красоты, они оказались совсем не готовы ни к каким реформам. Можно сказать, в музеях окопались последние представители интеллигенции - натуры не уходящей, а уже ушедшей. Они при любой власти - с краю. На обочине. Не в оппозиции, а в стороне. Они точно знают, зачем живут, в то время как в обществе то и дело объявляется кампания по поиску «национальной идеи». Им не нужно толковать про глобализацию, потому что они - за общность культур различных народов, а это куда важнее и благороднее. Государство всегда забывало о них - не повышало нищенские зарплаты, не строило жилье, обносило наградами... И все же музейщики никуда не бежали - не искали, где глубже и сытнее. Хотя в перестроечные времена к этому призывали всех открыто: объявляя особой доблестью именно умение заработать. Нет, эти странные люди продолжали сидеть в своих тесных каморках, изучать «никому не нужные вещи»: коптский язык или керамику Врубеля, рукописи Аксакова или рисунки Хлебникова... Они колдовали над сгоревшей иконой или рассыпавшимся куском древней ткани, реставрировали уникальный фарфор или сруб часовни... С этим безразличием к тому, что называется «успешностью», надо родиться. Не каждому это по плечу. Я бы сказал - не многие способны.
В музейных залах и пыльных хранилищах чаще всего обнаруживаются выпускники искусствоведческих факультетов гуманитарных вузов или истфаков крупных университетов и педагогических институтов. Они - странные чудаки, живущие как бы в других эпохах. Их мало волнуют наши политические страсти или виражи моды... Они умеют беглым взглядом отличить подлинное от фальшивки, оригинал от копии. И это касается не только экспонатов! По уникальности своих навыков каждый их них - бриллиант, но цены своей они словно и не знают, безропотно получая смешные зарплаты. Если не брать в расчет Москву и Питер, средний по стране оклад музейщика - восемь тысяч рублей в месяц. Если взять полторы ставки и работать с одним выходным - набежит тысяч двенадцать - пятнадцать. Ну, старший научный сотрудник в музее крупного города с опытом работы больше десяти лет и кучей публикаций может получать в России до 25 тысяч! Едва ли многих вдохновят эти условия....про Беларусь промолчу............
Но многим туда и не надо. Это работа не для всех. Увы, современному миру сегодня не до музеев. Особенно у нас. Впрочем, всегда было не до музеев, не до культуры -- при Советской власти работники этой сферы редко получали больше ста рублей. А ведь они хранили коллективный опыт бытия в его предметном выражении, то есть, в самом что ни на есть подлинном, изначальном. Музеи располагают огромным национальным богатством, выражаемым не только в критериях духовного, идеологического или образовательного потенциала, но и в чисто материальных единицах - шедевры живописи, бесценные рукописи, редкая мебель, архитектурные памятники, природные заповедники...
Несмотря на все политические бури, кризисы и законодательные передряги, музейщики, - пожалуй, единственные - сумели сохранить главные ценности: честь и достоинство. Они практически в одиночку противостоят попыткам властей превратить «храм в торжище», культуру - в сферу обслуживания, в индустрию. Хотя плацдарм для развития туристского бизнеса у нашей страны действительно бескрайний. И это множество уникальных памятников сохранили для нас именно чудаки-музейщики.
Культуру прошлого нельзя промотать как нефть и газ, хотя и пытались… И сейчас еще не оставили попыток.
Интересно, почему в европейских странах деньги, вложенные в реставрацию музеев, памятников архитектуры, окупаются быстрее, чем в других отраслях экономики – а у нас все наоборот? Чего нам не хватает - законов, ума, совести?.. А может, понимания того, что современность созидается на традиции? Что взаимоотношения человека с миром, да и с самим собой, зависят от гуманистических идей, которые усвоены из прошлого. Или НЕ усвоены. Тогда они не дадут побегов в настоящем. История пропускает все через сито: мусор уходит в забвение, а то, что способствует пробуждению добрых чувств, надежды и любви, оседает в музеях. И там сохраняется.
Как они работают в своих «заповедниках»? Да, в общем, по старинке. Составляют план работы на день, на месяц и год. Ведут учет, причем кое-где все еще в книгах учета без всяких компьютеров - по образцу прошлого века: каждое произведение искусства фиксируется в книге вручную. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, сотрудники музеев часто совмещают несколько должностей: в хранении и в экспозиционном отделе, в научно-методическом и в экскурсионном. А ведь у них у всех за плечами годы учебы и десятилетия научной работы, многие из них - кандидаты и доктора наук. Если бы не преданность делу, они могли бы заняться частным репетиторством - это принесло бы раз в десять больше денег. Но почти никто из «музейных» этим не занимается, скорее уж, они поедут за копейки в археологические экспедиции, потому что там, на раскопках, можно ощутить свою нужность гораздо острее. Итак, их дело - следить за экспонатами, за артефактами, которые часто перемещаются: из фондов в экспозицию, из зала в зал, из хранилища на реставрацию, «гастролируют» по музеям других городов и возвращаются назад. Поверьте, это очень непросто. Тем более, что случаются пропажи, утраты, корыстные преступления - попросту говоря, кражи. Да-да, за музейными ценностями охотятся преступники. Напомним только самые громкие дела: в декабре 1994 года из помещения Российской национальной библиотеки были вынесены 92 древние уникальные рукописи общей стоимостью около 140 млн. долларов. В том же году из Эрмитажа была украдена древнеегипетская чаша стоимостью около 500 тысяч долларов. А в апреле 1999 года на Русский музей совершили вооруженный налет, похитив две картины Василия Перова. В декабре 1999-го из музея Российской академии художеств пропало 16 картин русских художников, в том числе Репина и Шишкина. Через два года из подрамника в Эрмитаже вырезали картину француза Жан-Леона Жерома (когда-то полотно купил лично Александр III). В августе 2003-го из Астраханской государственной картинной галереи украли два пейзажа Айвазовского и Саврасова, их цена - около двух миллионов долларов. Наконец, одно из самых шумных дел десятилетия: в 2008-м стало известно о пропаже из Эрмитажа 221 экспоната общей стоимостью 130 миллионов рублей! Или из последних сенсаций - 15 февраля 2010 года из музея-заповедника «Царицыно» исчезла коллекция икон Михаила де Буара. Цена похищенного - 30 миллионов долларов. И каждое такое происшествие для настоящего музейщика - не просто скандал, нет! Это личная трагедия. Артефакты ушли из культурного оборота! Ведь по кодексу представителей этой профессии, они не могут даже собирать домашнюю коллекцию предметов искусства - это неэтично! Все должно быть в общественной собственности, все должно принадлежать народу. А дело работника музея - сохранение и реставрация. Ну, еще, пожалуй, актуализация памятников прошлого. Ведь если не вплести в современный контекст всю магию истории, все ее тайны, то как заставить нас всех извлечь из прошлого нравственные уроки?
А наш Могилевский музей сколько лет был закрыт? Сколько за это время директоров сменилось? Сколько экспонатов бесследно исчезло? Я помню наш краеведческий музей 70-х, и после открытия...небо и земля!
А каких только музеев нет в мире, вот, на фото, на выбор по порядку....Литовский музей чертей, Немецкий музей ангелов-хранителей, Музей мафии в Сицилии, Римский музей усопших душ, Японский музей растворимой лапши, Музей несчастной любви в Хорватии и еще много-много других...в Харькове есть даже музей сексуальных культур мира, во как!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев