жизни — правильно питаются, занимаются спортом. Однако существуют полярные точки зрения по поводу того, можно ли назвать здоровыми различные виды диет, полностью исключающие продукты животного происхождения. Могилев. Online пообщался с белорусами, которые отказались от продуктов животного происхождения и узнал, почему они пошли на это, с какими трудностями сталкивались и планируют ли возвращаться к традиционной пище.
«По-прежнему на любом празднике я — гвоздь программы»
Александр Жерносек, 44 года, фотограф, 11 лет придерживается сыроедения:
—Более десяти лет назад я питался, как все: ел мясо и молочные продукты, смешивал их между собой, варил и жарил. Но постоянно ощущал, что живу неправильно. После еды я чувствовал дискомфорт: появлялись тяжесть, мигрень, не было сил ни на что. Когда я познакомился с человеком, который придерживался сыроедения, он меня поразил. Мужчина прекрасно выглядел, был полон энергии, в отличие от меня. И я хотел также.
В течение двух месяцев я питался как он, занимался йогой и кунг-фу. За это время такой образ жизни стал привычным. Я заметил, что запах когда-то вкусного мяса больше не такой «яркий», мне его не хотелось. Единственное, от чего я смог отказаться только через пять лет — молочные продукты. А когда узнал, что «полезное» молоко получают, когда коровам отрезают рога, отказался и от молока.
Когда мама узнала, что я перешел на «чистое» питание, она меня поддержала, а теперь и сама питается, как я. Отец по-прежнему считает, что мясо нужно кушать, но не настаивает на этом. Друзья первое время подшучивали, а потом перестали. К насмешкам отношусь спокойно, так как понимаю: чтобы люди меня поддержали, им нужно признать, что их модель питания неправильная. А для них это удар!
По-прежнему на любом празднике я — гвоздь программы, все обсуждают мое питание. Однажды меня спросили, как я получаю гормон счастья, если не ем шоколад. И я ответил, что всегда чувствую себя прекрасно, независимо от продуктов.
Если меня зовут в гости, я беру с собой фрукты, сухофрукты. Проблема только одна — приходится делиться своей едой с другими, несмотря на их «полные» столы.
Некоторые до сих пор думают, что быть сыроедом — дорого и сложно. Но это неправда. Надо понять, что сыроедение — не кулинария. Продуты нужно есть в том виде, в котором они существуют: крупу не сварить, а замочить и съесть. Без термической обработки, чтобы в организм попало больше полезных веществ. Перекусить можно авокадо, кунжутом, орехами, салатом. Ничего сложного.
Сегодня в магазинах большой выбор продуктов, в общепите выбор блюд меньше, так как для поваров «блюдо для сыроедов» нужно правильно обыграть. Повара не заботятся о пользе еды, для них главное, чтобы было вкусно и красиво. Они смешивают продукты, которые нельзя сочетать. Также люди ходят и в магазин — за вкусовыми развлечениями. В итоге это стоит им здоровья. Чтобы быть здоровым, на продукты надо смотреть, как на пищевую ценность.
Заметил также, что стало модно питаться правильно. С одной стороны — здорово, с другой — это может принести вред. Так как часто люди не изучают, как нужно правильно питаться, из-за этого возвращаются к привычному питанию и говорят, что это нереально. Другие, глядя на них, думают также.
Я за 11 лет ни разу не думал вернуться к прошлому образу жизни. Я чувствую гармонию.
Благодаря чистому питанию и спорту я научился чувствовать свое тело, стал выносливее и чувствую себя хорошо всегда, и для этого мне не нужна «вкусняшка».
Я считаю, тем, кто хотел бы перейти на новую модель питания, нужно также заняться гармонизирующими физическими практиками — йогой, боевыми единоборствами, записаться в бассейн. Чтобы тело было всегда было в тонусе. Ведь важно не просто перестать есть вредную еду, но и начать жить по-другому.
«Знакомые говорили — месяц протянешь и сдохнешь»
Анатолий Нестерук, 47 лет, фотограф, больше 30 лет придерживается вегетарианства:
— В 16 лет я отказался от мясных продуктов. Решил, что это не для меня и было ощущение, что я так жил всегда.
В тот период я много читал, но про вегетарианство было очень мало информации. Помню, что продукты было сложно достать. Например, бананы продавали только в Минске в августе и всего неделю. Но перестроиться на новое питание было несложно. Когда об этом узнали родители, они были удивлены. Мама меня подержала, папа всегда говорил, что мужчине нужно есть мясо. Я с ним не спорил, но и не ел.
Мы с семьей ели за одним столом, но мама всегда готовила для меня еду в отдельной сковороде. Наверное, самое неприятное было — общий стол, когда я приходил в гости. Там на пюре бросали котлету с подливой. Я в этом время ел салаты, крупы, хлеб.
Знакомые говорили прямо — месяц протянешь и сдохнешь. Кто-то говорил, что мои эксперименты отразятся на детях. Я ничего им не отвечал, хоть и было гадко все это слушать. Тогда я встречался с девушкой, и она меня поддержала — примерно через три месяца стала также вегетарианкой. Через пять лет мы поженились. Когда люди узнавали, что и жена не ест мяса, говорили, что она не забеременеет, а если и удастся, то не выносит. Мы не реагировали на таких людей и жили, как хотели.
На работе, когда я снимаю свадьбы, меня могут угостить чем-то со стола, в том числе мясными продуктами, когда отказываюсь, думают, что я соблюдаю пост.
Когда родились дети, они ели, как мы. Мы не пьем молоко, но можем есть каши на молоке, едим мед, сыр. Старший сын спросил про наше питание, когда пошел в сад. Его удивило, почему там едят котлеты, а мы нет. Я честно объяснил ему — чтобы съесть что-то живое, надо это убить, разделать, а потом приготовить. Мы не едим мясо, потому что это — труп. Также сказал, что каждый считает свой тип питания нормальным. Сын на это отреагировал спокойно. Он умный и все понимает.
Если родители считают нормальным заколоть свинью, убить курицу, а потом приготовить это мясо, дети буду считать также.
Сейчас больше информации, чем когда я только переходил на вегетарианское питание. Стало больше веганов, вегетарианцев. Люди понимают, что можно питаться иначе. Я не призываю других перестать есть мясо, не обязательно всем идти одним путем.
Вегетарианство стало моим образом жизни. Не представляю, что когда-то я жил по-другому. Я не чувствую себя плохо, наоборот после еды ощущаю легкость в организме.
Нет комментариев