Ведь, казалось бы, в соответствии с правилами перспективы, ребро поверхности стола, которое находится ближе к наблюдателю должно быть длиннее, а то которое дальше от него - короче. То есть крышка должна иметь форму трапеции, основание которой находится внизу. В мультфильме же стол действительно имеет форму трапеции. Вот только нарисована она вверх ногами. Длинное ребро вверху, а короткое внизу. Чему нельзя не удивляться.
Можно было бы подумать, что это де ну такой вот кривой у Кролика стол да и все тут. Он, конечно, очень воспитанный, спору нет, но вот лапы у него по всей видимости произрастают из задницы. Толковый стол сколотить не смог, собрал как умел. А умел неважно.
Но не спешите понапрасну уличать Кролика в криволапости! Лучше приглядитесь. В квартире Кролика кривой не только стол, но и ковер, на котором он стоит! Да и шкаф, из которого он достает горшки с медом тоже какой-то чудной.
Такая "неправильная" перспектива называется обратной. И активно используется главным образом в иконописной традиции. В случае "правильной" перспективы, линии сходятся в точку, которая лежит в "глубине" картины. Именно так мы и воспринимаем предметы. В случае обратной перспективы, все происходит как раз наоборот - линии сходятся в точке, которая лежит "вне" картины. Прием этот имеет символический смысл. Во-первых, он призван показать неземную сущность бытия, в котором существуют персонажи иконы. А во-вторых, схождение линий в пространстве зрителя как бы демонстрирует нам благодать, изливающуюся из мира горнего в наш мир. Так-то вот.
Таким образом авторы мультфильма как бы намекают нам о божественной природе Винни Пуха и его друзей. Чтобы сделать аллюзию на иконописную традицию еще более явной, они даже не стесняются почти уж кощунственных отсылок к Троице Андрея Рублева.
Кроме обратной перспективы и отсылок к Рублеву в мультфильме можно проследить и другие намеки на божественную сущность Винни Пуха.
Например, если вы внимательно смотрели мультфильм, то не могли не отметить, что его персонажи отражаются в зеркале только тогда, когда это им необходимо. Во всех остальных случаях, когда они проходят мимо него, мы не видим никакого отражения. Хотя по уму оно должно бы присутсвовать. Кстати, Пятачка мы в зеркале не видим вообще никогда! Даже ушей.
Поистине только боги могут позволить себе такие фокусы!
И еще одно "кстати". Половик перед умывальником написан не в обратной перспективе а в аксонометрической (которую иногда не вполне корректно величают изометрией, на самом деле имеет место диметрия). Эта традиция также характерна для иконописи. Например, на все той же Троице Рублева подставка под ноги у левого ангела имеет обратную перспективу, а у правого - аксонометрическую.
Такие дела
Комментарии 1