Sputnik выяснил у профессуры и чиновников, можно ли на самом деле купить диплом в частном вузе и стоит ли считать выпускников государственного университета более квалифицированными.
Споры о качестве обучения в частных вузах разгорелись после забастовки студентов в Минском инновационном университете: Sputnik попытался разобраться в том, насколько квалифицированными выходят специалисты из различных вузов.
Студенты Минского инновационного университета (МИУ) собрались в фойе вуза на забастовку на минувшей неделе: Минобразования не продлило аккредитацию пяти специальностям университета, на которых учится основное количество ребят.
Инцидент спровоцировал многочисленные споры о качестве обучения в частных и государственных вузах. Действительно ли отучиться в частном институте проще? Sputnik поговорил об этом с преподавателями, студентами и представителями Департамента контроля качества образования.
Приходится больше работать — из-за низкого уровня абитуриентов
Проректор по научной работе МИУ Валентина Гедранович утверждает, что достойное преподавание может быть организовано в любом вузе, но результат обучения в большей степени зависит от студента.
«И из государственного, и из частного вузов выпускаются как талантливые ребята, так и те, кто никуда не может себя пристроить. Конечно, в процентном соотношении отличников в условном БГУ будет больше, но ведь там и проходной балл выше — уровень у абитуриентов иной. Только надо понимать, что этот балл далеко не всегда отражает реальные знания ребенка: просто большинство поступающих стремятся на бюджет», — рассуждает собеседница агентства.
Гедранович уверена: мнение, что диплом в частном вузе можно купить — ошибочное; в образовательном процессе существенной разницы не находит.
«В частном вузе уровень поступающих ниже: преподаватели вынуждены работать еще и с пробелами среднего образования, да и в целом трудиться больше — чтобы получить достойный результат. И отчислений в МИУ хватает: если на первый курс поступает 60 человек, к четвертому остается втрое меньше — отчисляем из-за неуспеваемости», — поясняет проректор по научной работе МИУ.
Преподавать бюджетникам проще: о рычагах давления По мнению Валентины Гедранович, преподавать в государственном вузе проще — за счет наличия бюджетной фермы и, как следствие, рычагов давления на студентов, получающих стипендию — у них мотивация выше. В первую очередь поэтому сравнивать частные и государственные вузы не совсем корректно.
«Принцип „первый год студент работает на зачетку, а потом наоборот“ у нас не работает: в МИУ нет традиционной зачетной книжки, только электронная (что, кстати, указано в качестве одного из нарушений в заключении аккредитационной комиссии). При приеме экзаменов и зачетов преподаватели не могут ориентироваться на предыдущие достижения студента», — уверяет она.
Внушительная академическая разница, которую придется преодолеть, чтобы перевестись из частного вуза в государственный, тревожным звонком не является. Просто в учебных планах есть государственный компонент (студентам МИУ его дают по тем же типовым программам), а есть компонен Учреждения высшего образования (УВО), наполняемый каждым вузом по-своему.
«Всюду стараются предложить уникальные дисциплины и увлечь студентов. Только в частных УВО не включают дисциплины под преподавателей, как в государственных — чтобы дать нагрузку», — резюмирует проректор по научной работе МИУ.
«В частных вузах давно не отжимают деньги»
Кирилл Алексеевич преподавал во многих вузах, в числе которых частный МИУ, а помимо него в разные годы — в государственных БГУ, БГЭУ, БНТУ и БГУИР. По его словам, большинство преподавателей (в большей или меньшей степени) трудятся в разных университетах: читают спецкурсы, работают в Государственных экзаменационных комиссиях (ГЭКах). Откуда тогда взяться принципиальной разнице в преподавании?
Ажиотаж в государственных УВО он объясняет устоявшейся практикой: еще недавно частных вузов не было вовсе. Родители нынешних абитуриентов должны знать бренд — потому и считают, что вуз без полувековой истории — не вуз.
«Несмотря на ошибочное общественное мнение, в частных вузах давно не „деньги отжимают“: эти лихие времена прошли, те учреждения, что остались — это вузы, много раз прошедшие аккредитацию, работающие по государственным типовым учебным планам», — уверяет профессор.
В ряде вопросов частные вузы даже выигрывают, считает он: государственные вузы очень большие — со сложной системой управления, не такие гибкие, как хотелось бы («с учетом всех изменений в, например, той же IT-отрасли»). И материальная база чаще лучше: компьютеры поновее, кондиционеры в аудиториях и мягкие скамьи в коридорах.
«Вот и получается: преподаватели одни и те же, как, собственно, и образовательные программы. Но в государственном вузе конкурс иногда даже на платное отделение, сама оплата в некоторых университетах существенно выше.
Средняя успеваемость в государственном учреждении, конечно, будет лучше: бюджетники дорожат своими местами, они больше ориентированы на получение высоких оценок. К сожалению, там встречается практика поощрения студентов повышением баллов за какие-либо активности. А в частных вузах я такого не видел.
В целом, студенты частных университетов озабочены знаниями, а не отметками: приложение к диплому в Беларуси смотрят только, когда в магистратуру поступаешь. Но я несколько раз возглавлял ГЭК как в частных, так и в государственных вузах, мог сравнить уровень дипломных проектов — и не ощутил большой разницы», — делится мнением он.
Отчислить платника непросто и в государственном вузе
Преподаватель не считает, что в каком-либо из вузов к студентам относятся лояльнее. По его словам, отчислить платника и в государственном вузе — весьма непростая процедура: это нужный внебюджетный источник дохода. Неправильно было бы утверждать, что из частного вуза выходят менее компетентные специалисты.
«Многие компании не смотрят в диплом потенциального сотрудника — интересуются тем, что он умеет. Но важен вопрос сферы: я говорю об IТ, где диплом из частного вуза не смущает ни иностранных работодателей, ни резидентов ПВТ. А вот в юридической, говорят, все иначе: государственные организации стараются нанимать выпускников государственных вузов (хотя у нас есть БИП, из которого тоже выходят юристы), а остальным рекомендуют и магистратуру закончить», — поделился он.
Вопрос «одинаковости» дипломов при окончании разных вузов, по мнению Кирилла Алексеевича, довольно сложный. Во многих странах мира оценка диплома вытекает из места в международном рейтинге, а также из того, какие лауреаты нобелевских премий в нем преподают, но никак не из формы его собственности.
«Бытует мнение, что закрыть что-нибудь в государственном вузе сложнее, чем в частном (даже при тех же недостатках). Я считаю, что система государственной аттестации вузов должна действовать — главное — непредвзято. Но Беларусь пока только в начале пути формирования системы образования», — отмечает профессор. В целом, отличие государственного и частного вузов одно — большая (в первом случае) косвенная и прямая поддержка государства; на это может накладываться еще локальная политика управления вузом: успешная или бездарная, так считает еще один преподаватель, с которым побеседовал Sputnik.
«Разница в процессе обучения и поведении преподавателей заключается только в их индивидуальности: педагог лояльнее или строже в зависимости от целевой аудитории и локальных правил вуза, неважно какого — частного или государственного», — убежден он.
Студент МИУ: отчисляют «пачками» — выгнали половину группы
«У нас очень хорошие преподаватели — из бывшего нархоза, БГУ, со степенями. К тому же здесь они не зажаты рамками и могут давать материал более свободно — рассказывать об истории и праве «так, как это есть на самом деле», — делился со Sputnik студент четвертого курса МИУ Федор Богданов.
По словам парня, на момент поступления у него был неплохой проходной балл: он позволял тогда еще абитуриенту выбрать БГЭУ, но тот «не увидел смысла». Тогда парень прикинул, что получит в МИУ тот же самый диплом государственного образца, зато обучение в частном заведении обойдется существенно дешевле, и расположено оно ближе к дому.
«Для меня важно было, в первую очередь, отношение к студентам. Многие мои знакомые учатся в государственных вузах, точно я могу сказать вот что: в частном вузе никто не поставит студенту автомат за поход на мероприятие, имеющее больше отношения к идеологическому воспитанию, чем к образовательному процессу.
У людей почему-то сложилось ошибочное мнение, что в государственных вузах учатся более одаренные дети, но и у нас хватает медалистов! Кто-то говорит, что в частном вузе учатся люди с „лишними“ деньгами, только в БГУ год стоит 2 300 рублей в то время, как у нас — 1 100). Ну а в целом, в нормальные компании специалистов ведь нанимают не по „коркам“, а по знаниям», — считает он.
«Даже за победу на олимпиаде автомата не было» — о поблажках
Поблажки преподавателей и невозможность отчисления в частном вузе, по словам Богданова, — неправда. Студент учится на последнем, четвертом курсе, и его группа с начала обучения стала вдвое меньше.
«Я староста, сам все вижу: с первого курса из нашей группы из-за неуспеваемости и за прогулы отчислили 17 человек (и есть у меня друзья из МГЛУ, которые не ходят на пары вовсе, умудряясь благополучно допускаться к сессии). Мне даже за победу на олимпиаде автомата не было: 10 баллов поставили и отправили вместе со всеми сдавать экзамен», — делится студент.
Испытания студенты сдают на компьютерах и без преподавателей, так что личные взаимоотношения никак не могут влиять на оценку знаний. «Не знаю, почему все решили, что в частном вузе можно не ходить на пары, заплатить деньги и получить диплом — это полный бред», — уверяет он.
По словам студента, знакомые ему учащиеся государственных вузов, нередко жалуются ему на преклонный возраст преподавателей, «уставших от педагогической деятельности».
«Преподавателей за 60 у нас единицы, в основном люди 40-50 лет (есть и совсем молодые). Многие — практики: к примеру, наш преподаватель по семейному праву четверть века проработала в ЗАГСе. А это ведь очень важно: в чем смысл грузить студентов одной теорией? Мы и сами можем найти ее в учебнике», — рассуждает Богданов.
Минобразования: за качество обучения отвечает сам вуз
Обязанность вуза обеспечивать качество образования в Беларуси установлена законодательно. Контроль осуществляется комплексно: как изнутри самим учреждением, так и государством (а именно — Департаментом контроля качества образования).
Правом на осуществление образовательной деятельности вуз наделяет лицензия. А решение о ее выдаче принимает коллегия Минобразования — на основании разного рода проверок и, главное, прохождения раз в пять лет государственной аккредитации.
Как пояснили Sputnik в профильном ведомстве, критерии оценки едины для всех вузов в Беларуси: «разработаны требования к оценке обеспечения качества образования, отражающие как условия обучения, так и эффективность использования имеющихся ресурсов».
«Государственная аккредитация проводится на соответствие заявленному виду и по специальностям (...). Обязательным условием прохождения аккредитации является предварительное проведение учреждением образования самоконтроля», — поясняют в Минобразования. Так, в соответствии со статьей 125 «Самоконтроль за обеспечением качества образования» Кодекса об образовании, самоконтроль — это комплексный анализ образовательной деятельности, включающий ее самопроверку и самооценку.
«Таким образом, ответственность за качество образования лежит, в первую очередь, на учреждении образования. Создается комиссия для проведения самоконтроля, по итогам работы которой готовится информация о результатах и подается в Департамент вместе с заявлением об аккредитации.
В свою очередь Департамент создает комиссию (в ее состав — в зависимости от вида учреждения образования, количества специальностей и иной специфики — включаются работники госорганов, представители учреждений образования, организаций-заказчиков кадров), утверждает программу проведения аккредитации и доводит до сведения вуза», — рассказали в министерстве.
По итогам проверки председатель комиссии готовит заключение с оценкой деятельности вуза, знакомит с ним ректора, который в случае чего может в течение трех рабочих дней просить его пересмотра. «Учреждение образования разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков и реализации предложений, изложенных в заключении», — рассказали специалисты.
В результате Департамент должен принять решение об аккредитации вуза; соответствующий сертификат подписывает министр образования сроком на пять лет. К слову, весь перечень аккредитованных учреждений в свободном доступе есть на официальном сайте Минобразования.
https://mogilev.online/rus/article/society-1363/
Нет комментариев