Синдром захватчика
За последние годы в стране удалось добиться заметного прогресса в соблюдении земельного законодательства. Тем не менее случаи его нарушения все-таки встречаются. Почему люди прихватывают сотки? Что необходимо предпринять для изменения ситуации?
Гаражам здесь не место
Могилевчанке Ларисе Петровне гараж в центре города остался от умершего мужа. На каких основаниях его строили, женщина, которой под 80, уже не помнит. Пользовалась этим строением семья не одно десятилетие. Сначала, как положено, в боксе стоял автомобиль. Затем, когда постарели и машину продали, хранили в нем варенья-соленья. А когда супруг умер, необходимость в заготовках тоже отпала — одной много запасов не надо. Пенсионерка продала бы гараж, но он не был оформлен, поэтому пустовал, ветшал.
Как-то, проходя мимо, Лариса Петровна увидела на нем листок-объявление — как выяснилось, предписание. Городские власти искали хозяина постройки и предлагали ее снести.
— В том, что это мой гараж, я никому не призналась, хоть и было слегка неудобно, — откровенничает хозяйка. — Сносить — это деньги, которых и так вечно не хватает, пенсия у меня скромная. В общем, собственника не нашли, гараж, наверное, признали бесхозным. И получается, предприятие, которое занималось сносом, понесло убытки.
Другой могилевской владелице неоформленного гаража, Марине Николаевне, крупно повезло. Прямо рядом с ее неказистым строением предприятие негосударственной формы собственности начало на законных основаниях возводить административное здание, одноэтажная постройка бизнесменам мешала. Видно, фирма была небедной: несмотря на то что гараж стоял здесь незаконно, предприниматели выкупили его у хозяйки только для того, чтобы снести.
Кто во что горазд
Главный специалист отдела Комитета государственного контроля Могилевской области Сергей Бармотько рассказывает:
— В нашей стране созданы все условия для поддержания надлежащего порядка на земле. Приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение эффективного и рационального использования земельных ресурсов, выработан механизм борьбы с нарушителями законодательства, образованы и функционируют землеустроительные и иные службы. Земля, права на нее и сделки с ней подлежат обязательной государственной регистрации. Работает принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений, если иное не предусмотрено законодательством. Все понятно и прозрачно, между тем специалисты Комитета госконтроля Могилевской области только за 2019—2021 годы выявили 85 случаев самовольного занятия земель, хотя ответственность за это предусмотрена серьезная.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, самовольное занятие участка влечет наложение штрафа на гражданина в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 100, а на юридическое лицо — от 50 до 300 базовых величин.
Тем не менее в 2019 году ОДО «БИО Брикс» самовольно заняло территорию в поселке Восход Могилевского района, где складировало около 700 кубометров деловой древесины в штабелях.
ЧУП по оказанию услуг «БетПолИнвест» захватило часть участка около деревни Городец Кировского района, предоставленного ОАО «Кировский райагропромтехснаб» для ведения сельского хозяйства. Там бизнесмены возвели сооружения для производства древесного угля, складировали древесину и другие материалы.
ООО «Алтика Лес» незаконно пользовалось землей, предоставленной местному крестьянскому фермерскому хозяйству, — на ней предприниматели сложили лес-кругляк, пиломатериалы, древесные отходы, поставили технику и даже занялись производством продукции.
В прошлом году немало подобных нарушений было выявлено в Могилеве. Сергей Бармотько привел несколько убедительных примеров, свидетельствующих о приниженном контроле управлением землеустройства местного горисполкома.
Обнаружилось 16 жителей города, распоряжавшихся чужими сотками как своими. Один из них в районе улицы Струшня присоединил к своему участку для обслуживания жилого дома и огородничества еще 0,103 га земель общего пользования, огородил свое и чужое общим забором.
Вместо огорода вольер и газон
Еще в августе 2004 года Могилевский горисполком предоставил местному жителю во временное пользование 0,13 га под огород без права застройки. Когда было выявлено нарушение, срок пользования этим пятачком в районе дома по улице Сурганова истек более 11 лет назад. При этом огорода там не наблюдалось, зато по периметру участка был сделан вольер для собак, выложена тротуарная плитка и посажен декоративный газон.
И еще характерные примеры. Могилевский горцентр развития малого предпринимательства в городе незаконно оборудовал места для торговли, а на землях Кадинского сельсовета района содержал и обслуживал спортивный комплекс.
ОАО «Могилевский ленок» занял 0,9 га в деревне Грибаны Могилевского района для обслуживания своего административного здания. Между тем эта территория зарегистрирована в Едином регистре недвижимого имущества за отделом по образованию Могилевского райисполкома.
В Круглом индивидуальный предприниматель на улице Советской за границами предоставленного ему участка построил часть торгового павильона с козырьком на металлических скобах, крыльцом и отмосткой из плитки.
Житель Горок для оказания услуг агроэкотуризма в местной деревне Сахаровке на не принадлежащей ему плодащке возвел двухэтажную баню, а рядом — хозпостройку, вырыл канализационный колодец, сложил пиломатериалы, все обнес забором.
Владелец агроусадьбы в деревне Любуж Могилевского района «прихватил по кусочку» у Могилевского лесхоза и «Могилевавтодора» и установил там беседки, металлические гаражи, детские комплексы, вымостил дорожки тротуарной плиткой. Как известно, дурной пример заразителен. Два местных жителя также «позаимствовали» для своих усадеб в Любуже «ничейные клочки», разместив на них аналогичные объекты для развлечений и отдыха.
А ведь за пользование сотками нужно платить соответствующий налог или арендную плату. Увы, некоторые делают вид, что их это не касается.
Сносная арифметика
А вот и совсем недавние примеры. По улице 50 лет Октября в Круглом местный житель разместил металлический гараж, прицеп, сложил стройматериалы. А в Могилеве без оформления соответствующих документов были возведены четыре гаража прямо под окнами администрации Ленинского района, здесь же без продления прав земельной аренды местные жители пользовались еще тремя гаражами.
Когда проверяющие обнаруживают незаконную постройку, алгоритм действий известен: владельцу направляется предписание, предлагается снести самострой в добровольном порядке, дается срок.
Начальник отдела землеустройства Круглянского райисполкома Елена Сосновская рассказала, что происходит дальше:
— Если землепользователь не выполняет предписание, принимается решение райисполкома о сносе. Снос производит организация, которую определит исполком. Стоимость работ по сносу взыскивается с виновного в судебном порядке. Если же не удается найти хозяина самовольной постройки, эти затраты ложатся на исполком.
Несколько лет назад в одном из районов Могилевской области хозяину незаконно возведенной хозпостройки предложили ее «убрать с глаз долой». Он отказался. Тогда власти наняли местный жилкомхоз, а с владельца взыскали стоимость работ.
Виктор Новиков, главный инженер компании, которая занимается в том числе и сносными мероприятиями, рассказал:
— В среднем по стране демонтаж зданий расценивается в 7—10 условных единиц за метр кубический, включая вывоз строительного мусора и выравнивание участка. Но нужно учитывать, что сумма эта весьма относительная, приблизительная, ведь вариантов множество. К примеру, аварийные здания идут в категории повышенной опасности. В стране было немало случаев, когда сельчане шли самовольно разбирать на кирпичи полуразрушенные постройки сельхозпредприятий и погибали под завалами или становились инвалидами. В Могилеве несколько лет назад погиб даже предприниматель, специализирующийся на сносе зданий. Он выполнял работу по демонтажу неиспользуемой постройки на одном из предприятий, конструкция обрушилась.
Специалист рассказал, что подобные работы производятся разными способами — вручную или с применением техники: экскаваторов, бульдозеров, погрузчиков, автокранов. По желанию хозяина специалисты могут сохранять или дробить бывшие в употреблении стройматериалы. Все эти нюансы существенно отражаются на стоимости работ.
Кроме того, в последние годы в стране развивается бизнес на вторичном сырье, полученном от рукотворных разрушений. Многие считают его довольно выгодным. Печные и силикатные кирпичи б/у охотно покупают некоторые застройщики, так как цены на них существенно ниже, чем на новые. Пользуются спросом и разобранные срубы — дома и бани. Даже доски с демонтируемых зданий можно продать на дрова.
И если фирма специализируется на таком бизнесе, а демонтаж здания не представляет особой сложности, специалисты могут выполнить эту работу за символическую плату. Виктор Новиков уверяет, что знает случаи, когда предприниматели даже выкупали — конечно, за копейки — такие объекты недвижимости у прежних хозяев.
Правовой нигилизм уходит в прошлое
Могилевские владельцы гаражей, у которых истекли права аренды на участок, получили предписания, нарушения устраняют. Снес части торгового объекта, выходящие за пределы предоставленного ему участка, предприниматель из Круглого. Понемногу освобождают чужие земли от своего благоустройства владельцы агроусадеб в деревне Любуж.
Но вообще, снос строения в нашей стране, если оно конечно не аварийное, бывает редко. Все же строительство — это дорого, сложно, хлопотно, и государство по возможности старается учитывать все нюансы, даже если нарушение налицо. Недавно в Комитет госконтроля Могилевской области из облисполкома на согласование поступили четыре ходатайства на рассмотрение Главе государства с просьбой узаконить то, что возведено не по правилам.
К примеру, в Белыничском районе сельская многодетная семья с господдержкой построила дом, при этом подрядная организация вышла за пределы участка. Скорее всего, в этом случае все решится в пользу новоселов.
С одной стороны, это весьма характерно, что государство относится к каждому человеку с пониманием. С другой — такая практика у некоторых порождает чувство безнаказанности, уверенности, что все сойдет с рук.
Сергей Бармотько делится выводами:
— По всем выявленным нарушениям для принятия мер реагирования нами проинформированы местные органы власти и соответствующие надзорные органы. Недостатки устранены либо по ним проводится соответствующая работа, в том числе по привлечению к ответственности виновных. Результаты контроля рассматривались на заседаниях коллегии комитета. Органами власти региона в целом принимаются меры по государственному регулированию отношений в области использования и охраны земель. Вместе с тем допускаются упущения и недостатки в работе. Основными причинами выявленных комитетом нарушений земельного законодательства являются неполное выполнение задач и функций уполномоченными государственными органами и организациями, пониженный контроль за их деятельностью со стороны местных надзорных органов и органов исполнительной власти, низкая правовая культура землепользователей.
На рассмотрение Комитета государственного контроля страны в сентябре этого года внесены предложения Совету Министров инициировать в установленном порядке возобновление практики исчисления повышенного земельного налога за самовольное занятие земель. Она отменена с 2019 года, и сейчас нарушители оплачивают налог наравне с законопослушными землепользователями, поэтому отдельные граждане не горят желанием самостоятельно устранять нарушения.
Почему вообще до сих пор есть такое явление, как самозахват земель? Одна из причин — правовой нигилизм. Он берет корни в 90-х годах прошлого века, когда порой было не до строгого соблюдения юридических норм. Одна из процветавших тогда серых схем: человек самовольно занимает свободный участок, возводит на нем некое капитальное строение, а потом обращается в местный исполком для узаконивания постройки. И за определенную сумму в конверте это удавалось сделать. Так поступали и частные лица, и предприниматели. Разорвали этот криминальный круг правоохранительные органы. Немало коррупционных дел закончилось суровыми приговорами. Сегодня на подобные аферы уже решаются немногие. И это не может не радовать. Тем не менее еще предстоит немало сделать в том числе и с точки зрения правового совершенствования. Главное, чтобы в обществе укреплялась мысль: жить по закону — выгодно.
На фото: На улице Струшня в Могилеве домовладелец огородил одним забором и свои, и чужие земли. ФОТО КГК МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ирина МЕНДЕЛЕВА
Источник: https://www.sb.by/articles/sindrom-zakhvatchika-.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.by%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев