К ЮБИЛЕЮ РОДНОГО СЕЛА.
МАМА - СЕЛЬСКАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
Моя мама, Михалёва Татьяна Иосифовна, была из той славной плеяды сельских учителей военной поры и послевоенного времени, о которых так сердечно поведал писатель В.П.Астафьев в рассказе "Фотография, на которой меня нет".
Когда я читаю этот рассказ, я всегда вспоминаю маму. И своё деревенское детство я тоже узнаю в этом рассказе.
Она приехала работать в Приволинскую школу в 1944 году сразу после окончания Петуховского педучилища.
Рассказывая о несытой студенческой жизни, мама вспоминала частушку, сочинённую знакомыми ребятами:
До свиданья, Петухи,
Проклятый городишко.
Утром - чай, в обед - чаёк,
Вечером - чаишко.
Проработала мама учителем начальных классов Приволинской школы до 1964 года.
Трудно начиналась её педагогическая деятельность. Школа в деревенском доме с угарными печами. Парт нет, тетрадей нет, карандашей нет, учебников нет. Один букварь на весь первый класс. Счёту учились на спичках и палочках, выструганных из лучины. Приходилось вести сразу по два класса:
1 и 3, 2 и 4.
Помню такой случай: идёт урок математики в 1 - ом классе, а у нас, у третьеклассников – русский язык. Первоклашки трудятся над написанием цифры 8. У них плохо получается. Мы, улучив момент, когда учительница вышла, быстренько нарисовали восьмёрки в тетрадках первоклассников.
В первые годы после замужества маме непросто было и с хозяйством (а в деревне не прожить без коровы, поросёнка, мелкой живности, огорода). И везде надо успеть! Табун выгоняли в 4 утра.
Мама иногда просыпала и, стесняясь гнать корову через всю деревню, оставляла её дома. Это узрел дотошный Вовка, внук бабушки Ульяны, нашей соседки. Он спрашивал с ехидцей:
«А почему корова дома?» На что находчивая молоденькая учительница со смехом отвечала: «Стричь оставила!»
Всё своё детство я ждала маму. Ждала с педсоветов, совещаний, с долгих непонятных мне «курсов переподготовки»… Обижалась, плакала, не понимала, что мама очень занята и в школе, и дома.
Увы, такова судьба всех «учительских» детей.
Я была не просто деревенской девочкой, я была "дочкой учительши", и это налагало на меня определённую ответственность. Я старалась помнить об этом всегда! Но случались и "проколы".
Как-то мама сильно отругала меня. За что? Оказывается, я пробежала мимо людей и не поздоровалась (а в деревне надо здороваться уважительно и вежливо со всеми!).Когда я пришла домой., маме уже рассказали о моём проступке. На моё робкое: "Не заметила..." я услышала строгое: "Ты обидела людей. В следующий раз будь внимательнее!" Это был урок.
Мама никогда не выделяла меня среди других деревенских ребятишек. Я училась хорошо, но меня не захваливали. Это была моя работа, которую я должна была выполнять добросовестно, как взрослые выполняют хорошо свою. Это я усвоила с детства.
Однажды (это было в классе шестом) мама пришла к нам на урок немецкого языка с проверкой. В то время она была завучем. Я очень старалась, рука моя так и взлетала над партой. Но дома вместо похвалы я услышала строгое: "Не даёшь другим слова сказать!" И это тоже был урок!
Помню уютный зимний вечер. Мы с мамой сидим за столом под лампой-молнией (электричества ещё нет). Мне лет 11. Я помогаю проверять тетрадки первоклассников, красным карандашом исправляю ошибки. Очень горда этим! Счастье!
Мама, уставшая после школьных и домашних дел, читает мне перед сном любимые стихи или интересную книжку. Счастье!
В разное время в силу производственной необходимости мама преподавала в среднем звене русский язык, литературу, биологию, физику, физкультуру. Было трудно, но маме нравилась её работа (хочется сказать «служение».) Может быть, молодой учительнице не хватало знаний, но зато в избытке были доброта и любовь к детям, уважение к сельским жителям, которые платили ей тем же.
Она всегда вспоминала добром Приволинскую школу, своих учеников, их родителей. Рассказывала мне, как на родительском собрании председатель говорил односельчанам: «Воспитайте одного своего ребёнка, тогда Татьяна Иосифовна воспитает и выучит 40».
Вспоминала о доброте деревенских ребятишек: когда молоденькая учительница затруднилась ответить на вопрос: что такое «пони»? – один из ребят тут же пришёл ей на помощь, сказав: «Татьяна Иосифовна, да это маленькая лошадка».
А когда она попросила дедушку одного из своих учеников скатать ей валенки (Привольное славилось пимокатами!), то мальчик замучил деда вопросами: «Когда ты скатаешь валенки нашей учительнице? Когда скатаешь?». И прямо-таки требовал: «Скатай скорее!».
Ну как было не выполнить?! «Валенки были, как игрушечки, я долго потом в них бегала»,- вспоминала мама.
Она начала работать в 1944 году, когда ещё шла война, когда в семьи её учеников приходили похоронки. «Нет ребёнка в школе,- вспоминала мама,- в дом пришла беда, получили похоронку». Школа жила вместе с деревней, с её жителями. Ребятишки помогали в поле, на току, организовывали вместе с учительницей концерты и с гордостью выступали перед односельчанами. В разные годы мама была и агитатором, и комсомольским секретарём...
Учителя военного и послевоенного времени... Они растворились в памяти народа, с которым и для которого они жили, сделались частицей его и навечно остались в памяти и сердце своих учеников.
25 июля 1944г. Село Лопатки. Курсы учителей. Перед вами сельские учительницы 1944 года. В нижнем ряду первая справа
(с косами) Астафьева Татьяна Иосифовна, будущая учительница Приволинской школы.
1958 г. Привольное. Михалёва Татьяна Иосифовна с учениками.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1