Знакомьтесь и вы – Людмила Васильевна Козловская, местная уроженка, долгие годы уже в Климовичах проживает, но каждую весну приезжает на малую родину и проводит здесь весь тёплый период года. Как узнала хозяйка, что я журналистка, и написать про неё хочу, пыталась поотпираться – вот уж эта скромность! Но разговорились мы быстро и душевно. Сразу в дом пригласила – просторный, светлый, в деревне нечасто срубы с такими высокими потолками ставили. А вот обстановка в нём и в самом деле – будто из послевоенной старины: железные кровати с модными тогда украшениями-«шарами» над изголовьем и убранство на кроватях этих соответствующее, огромная беленая русская печь, шкаф, будто шагнувший всем своим экзотичным для сегодняшних дней деревянным корпусом из далёких 50-х годов.
– И надо же – мне запомнилось, что папа за этот шкаф тогда заплатил 60 рублей! – сама себе удивляется хозяйка.
В сенях – два удивительных древних деревянных сундука – побольше и поменьше размерами. В такие прежде невестам родители их приданное складывали. Оказалось, именно так и есть: один сундук бабушки Домны, 1879 года рождения она была. Второй сундук – матери Людмилы Васильевны. Что в них было прежде, она, конечно же, не помнит, сейчас хранит всякую хозяйственную дребедень.
Телевизор здесь женщина держать боится, – утащат ещё, дом ведь большую часть года пустует. Зато радио слушает и газеты читает, даже нашу районку выписывает на лето! На круглом столе, покрытом скатеркой – целый ворох последних выпусков. Так что мы с ней заочно уже, можно сказать, и до встречи знакомы были.
Так сложилась жизнь Людмилы Васильеввны, что сразу после школы закончила она Могилёвский машиностроительный институт (ныне – БРУ) и уехала работать в Климовичи на комбинат стройматериалов инженером. Там и осталась. Своей семьи не сложилось, а теперь и вовсе оставшуюся родню по пальцам пересчитать можно. Брата родного в 70 лет не стало.
– Он был на 11 лет меня старше. Теперь я его уже на 14 лет пережила, – грустит женщина.
Но есть племянница Лена – в Минске живёт, а здесь, на Белыничской семье – двоюродная сестра Татьяна.
Родителей же нет в живых уже очень много лет. Только старая раскидистая яблонька во дворе о них напоминает: мать и отец вместе её сажали уже больше полувека назад. Она до сих пор исправно плодоносит. Мороз урожай у многих этой весной «повыбил», а на родительском дереве маленькие зелёные яблочки висят. Людмила Васильевна спиливать дерево и не подумывает – память!
Комментарии 8