Несколько месяцев «Яндекс» «дразнила» пользователей бета-версией интеллектуального помощника «Алиса». Теперь #Алиса доступна и в официальной версии. Какие же достоинства и недостатки имеет новый голосовой ассистент?
С середины мая ленты порталов, посвящённых мобильной электронике, запестрели новостями о том, что «Яндекс» проводит испытания собственного голосового помощника — аналога «яблочного» ассистента Siri. Голосовому помощнику от «Яндекс» дали имя «Алиса» — разработчики утверждают, что в честь Алисы Селезнёвой, героини советских фильмов. Сейчас «Алиса» уже доступна всем обладателям мобильного приложения «Яндекс».
Что же умеет голосовой помощник #Яндекс и чем он лучше существующих ассистентов, вы сможете узнать, прочитав эту статью.
Зачем «Яндексу» нужна «Алиса»? Существует весьма красноречивая статистика (собранная порталом SEO-Auditor), утверждающая, что свыше 90% отечественных юзеров ищут информацию в одной из 2-х поисковых систем – Google или «Яндекс». Системам Mail.ru и Рамблер остаются жалкие крохи внимания пользователей, а о существовании Bing и Yahoo многие российские юзеры и вовсе не подозревают.
При этом по рейтингу SEO-Auditor можно понять, что «Яндекс», существенно опережавший Google в середине 2016-го года, в 2017-ом близок к тому, что отдать «пальму первенства». Почему «Яндекс» становится слабее? Ответ прост: потому что всё больше людей лезут в интернет с мобильных устройств, и всё меньше – с ПК. На многих ли гаджетах браузер по умолчанию работает с «Яндекс»? Нет — любой Android-смартфон сразу заходит в #Google.
Дабы не допустить монополии на российском рынке поисковых систем и не проиграть Google конкуренцию вчистую, «Яндекс» пытается предложить пользователям нечто, чего не дал им ещё «заморский гигант». Этим «нечто» и должен стать толковый голосовой помощник, понимающий русский язык. Google Assistant хорош, но с русским у него пока туго; Google Now весьма примитивен по сравнению, скажем, c Siri и Alexa от Amazon. «Алиса» нужна «Яндексу», чтобы поддержать популярность.
Российской компании удалось выпустить своего голосового помощника на массовый рынок раньше, чем #Google_Assistant заговорил на русском — а это значимая победа
Когда вышел голосовой помощник «Алиса»? Компания «Яндекс» официально представила «Алису» 10 октября 2017 года. Прибегнуть к услугам «Алисы» могут владельцы всех устройств с iOS и Android. На ПК с «операционкой» Windows помощник продолжает работать в бета-версии. На других ОС поисковой гигант запускать интеллектуального ассистента не спешит.
«Алиса» хорошо распознаёт речь — более того, она понимает пользователя с полуслова. Как сообщает «Яндекс», ассистентка обучена на огромном массиве текстов, а потому является настоящим эрудитом — она способна распознавать даже незавершённые вопросы, учитывая контекст сказанного ранее. В отличие от бета-версии официальная «Алиса» не имеет проблем с интонацией – говорит она голосом Татьяны Шитовой, актрисы, озвучивающей Скарлетт Йоханссон. В «Яндекс» любят привлекать к озвучке сервисов звёзд — навигатор этой компании, например, способен говорить голосом рэпера Басты.
Что умеет ассистент «Алиса» от «Яндекс»? На осень 2017 года голосовой ассистент «Алиса» выполняет такие функции:
- Прокладывает маршруты, находит адреса. Также программа сообщает о пробках.
- Производит традиционный поиск в системе «Яндекс».
- Даёт прогнозы погоды.
- Сообщает адреса заведений – кафе, бизнес-центров, хостелов.
- Выполняет математические действия, конвертирует валюты.
- Запускает сторонние приложения — например, Instagram и «ВКонтакте».
- Поддерживает диалог, а иногда даже демонстрирует музыкальную эрудицию, цитируя песни различных исполнителей – от группы «Аквариум» до Oxxxymiron.
Ожидается, что со временем многие другие крупные компании тоже дадут «Алисе» доступ к своим приложениям.
Разработчики здорово постарались, чтобы максимально «очеловечить» «Алису» — поэтому голосовой ассистент от «Яндекс» способен юморить не хуже Siri, некоторые из перлов которой стали популярными мемами.
Ответы «Алисы» действительно до крайности забавны, и голос помощника звучит вполне себе естественно (куда лучше, чем в бета-версии) — благодаря технологиям машинного обучения склейки почти незаметны. Те же, кого раздражают небольшие «дефекты речи», могут отключить голос и ответы «Алисы» читать.
Заключение Согласно статистике, в 2016 году в мире использовались 3.5 млрд различных устройств с голосовыми помощниками. По оценкам специалистов, к 2021 году число таких устройств может увеличиться двукратно. Статистика убеждает, что мы находимся на стадии становления мощного общемирового бренда – уже в скором времени компания, которая не подарила миру интеллектуального помощника, созданного собственноручно, будет считаться аутсайдером.
Все крупные разработчики ПО уже обзавелись голосовыми ассистентами, которые работают в разной степени эффективно: например, Apple радует своих поклонников «умницей» Siri, а Samsung, напротив, огорчает пользователей бестолковым (пока) Bixby. Компания «Яндекс» тоже не осталась в стороне – её помощник «Алиса» с точки зрения функциональности сопоставим с нынешним хитом Google Assistant.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5