В санях бледная женщина в черном подняла руку, то ли проклиная, то ли благословляя людей вокруг. Ее руки соединяет цепь — что часто плохо видно на репродукциях, так что многие современные россияне не замечали кандалы Морозовой. В толпе выделяет женщина в желтом платке, которая отвешивает боярыне поклон.
Боярыня Морозова была раскольницей, староверкой, то есть христианкой, не принявшей реформу православия в России. Она пострадала за свои убеждения — и за то, что ради них «мутит народ». Повесть о боярыне Морозовой относится к сокровищнице сибирской раскольничьей литературы — после раскола сосланные староверы очень активно начали писать жития своих погибших товарищей.
В какой-то момент можно было сказать, что основной массив русских литературных текстов относится именно к староверской культуре.
Морозова изображена страшно худой и бледной, и это не случайно. Во‑первых, картина воссоздает момент, когда боярыню-раскольницу перевозят из одного места заключения в другое. Во‑вторых, Морозова умерла, заморенная в подземелье голодом. В то время заключенных не кормили за счет казны — они должны были надеяться на милость прохожих, которые кидали хлеб в подвальные окна острогов.
К Морозовой никого не подпускали, так что еды ей было взять неоткуда. Перед самой смертью женщина успела попросить, чтобы ей дали постирать в речке рубаху — чтобы умирать в чистом, по обычаю. Эту милость ей предоставили. Страшное худое и бледное лицо боярыни на картине, вероятно, напоминает, что ее заморили голодом.
Вопреки обыкновенному представлению
Морозовой как о не понимающей прогресса религиозной фанатичке, боярыня была просвещенной женщиной, с интересом относящейся к западным тенденциям в быту и искусстве. В частности, она отстроила шикарную усадьбу по западному образцу.
Морозова рано овдовела и именно она занималась всеми финансовыми вопросами своей семьи — состоящей из нее и малолетнего сына. Чтобы усмирить свою плоть и не думать о новом браке, который мог повредить правам ее сына, Морозова постоянно носила власяницу, молилась и постилась, но, видимо, этого было недостаточно.
Протопоп Аввакум, значимая фигура у раскольников, предлагал ей выколоть глаза, как сделала святая Мастридия, чтобы не соблазнять взглядами мужчин и не соблазняться самой — видимо, боярыня признавалась ему в том, что порывы плоти у нее не прекращаются.
Царь Алексей Тишайший вовсе не налетел на боярыню, аки коршун, за ее староверчество. Он долго уговаривал ее принять новый обряд, пытался поощрять, отнимая и возвращая поместья, подсылал к ней мужа ее сестры с увещеваниями.
Перетянуть Морозову на свою сторону было очень важно для царя, поскольку она серьезно поддерживала раскольников Москвы. Боярыня была важной фигурой в религиозно-политической игре. Морозова даже оскорбила царя, отказавшись явиться на его свадьбу с Нарышкиной, матерью Петра I — и ей за это ничего не было. Однако в конце концов Алексей Михайлович решил арестовать боярыню и сломать ее либо уничтожить.
Нет комментариев