В те годы строительство судов и оборудование их спасательными средствами регулировались дикими с нашей точки зрения правилами. Так, для судов водоизмещением более 10000 тонн требовалось максимум 20 спасательных шлюпок, то есть количество мест в шлюпках регулировалось не пассажировместимостью, а тоннажем.
Шлюпки Титаника: всего 20, из них 14 спасательных вместимостью 65 человек каждая, 2 рабочих вместимостью 40 человек каждая, и 4 типа Энгельгардт, вместимостью 47 каждая. Итого – 1178 мест.
Если строго следовать тогдашним правилам, то Титаник должен был иметь не более 962 спасательных мест, а было – больше. Компания "Уайт Стар Лайн" еще и посетовала, что никто не ценит ее заботливости и лишних расходов. Сетовала она до, а не после трагедии, когда расхваливала строящегося гиганта.
На воду были спущены все 14 спасательных шлюпок, обе рабочие и две типа Энгелгардт, общей вместимостью 1084 человека. Большинство шлюпок оказались загруженными НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Причин тому было много. Например, большинство женщин и детей, особенно вначале, боялись переходить с борта все еще казавшегося им непотопляемым лайнера на хрупкие лодчонки раскичивающиеся над водой на высоте 20 метров доходило до того, что первыми в шлюпки спускались мужчины, чтобы убедить женщин в безопасности посадки. Интересно, что количество мест позволяло спасти ВСЕХ находившихся на борту женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Да, спаслись не все женщины и только половина детей – 74% женщин, 52% детей. Но по сравнению с процентом погибших мужчин, даже женщины,следовавшие третьим классом, имели больше шансов остаться в живых, чем мужчины из первого класса – а среди были люди, которых знал весь мир! Суммируя статистику полов, можно сказать, что у мужчин Титаника было куда меньше шансов выжить, чем у женщин и детей. На Титанике правил старинный морской закон «Женщины и дети – первыми»!
Перейдя к статистике спасшихся мужчин, также начинаем удивляться. Применим столь излюбленный публицистами и писателями, особенно нашими, классовый подход, и застынем в недоумении. Чему нас учили семья и школа, помните? Озверелый капиталист в смокинге, накрывшись собольей шубой и сжимая в потных жирных пальцах драгоценности, забился в угол шлюпки, его прикрывают, вооруженные пистолетами, верные слуги капитала, и стреляют без разбора по обезумевшим женщинам и деткам.
За исключением смокингов, все было как раз наоборот. Как гибли эти самые капиталисты? Вот вам пример – Гуггенхейм, один из богатейших людей своего времени.
«..Он был воистину неподражаем. Исчез свитер, который стюард Этчес заставил его надеть, исчез также и спасательный нагрудник. Теперь миллионер и его камердинер стояли в великолепных вечерних костюмах. - Мы облачились в наши лучшие одежды, - объяснял Гуггенхейм, - и приготовились умереть, как подобает джентльменам..»
На Титанике в числе пассажиров первого класса были «сливки» высшего света, и вот как они себя вели:
«..Эллисоны стояли, улыбаясь, на прогулочной палубе; миссис Эллисон обняла маленькую Лоррейн с одной стороны, ее супруг - с другой. Супруги Страусы прислонились к леерному ограждению шлюпочной палубы, обняв друг друга за талию. Неподалеку ожидала чего-то молодая супружеская чета с Запада США; Лайтоллер спросил у молодой женщины, не посадить ли ее в шлюпку, на что она бодро ответила:
- Ни за что на свете! Мы отправились вместе и, если нужно, вместе завершим свой путь.
Арчибальд Грейси, Клинч Смит и десяток других пассажиров первого класса работали вместе с экипажем, готовя к отправлению последние шлюпки. Когда эти мужчины помогали садиться в шлюпку миссис Уиллард из города Дулут, штат Миннесота, они улыбались ей и советовали не падать духом. Она заметила на их лицах крупные капли пота.
Члены высшего нью-йоркского и филадельфийского общества продолжали держаться вместе - небольшой кучкой стояли Джон Б. Тэйер, Джордж и Гарри Уайднеры, Дуэйн Уильяме; рядом бродили светила меньшей величины, такие как Клинч Смит и полковник Грейси. Астор почти все время оставался в одиночестве, а супруги Страусы сидели в палубных креслах..»
Большинство, мягко говоря, не совсем добросовестных публицистов, исследователей и писателей, не могло избежать соблазна впасть в классовый подход, и переставляли кубики статистики таким образом, чтобы максимально наглядно продемонстрировать человеческую несостоятельность пассажиров первого класса. Однако строгий подход к статистическим данным неопровержимо свидетельствует – определяющими при спасении были пол и возраст. Например, у женщин третьего класса шанс выжить был на 41% больше, чем у мужчин первого класса.
Джеймс Камерон в своем громоздком творении также не исбежал марксистского подхода. Ди Каприо был выходцем из народа с пролетарскими кулаками, а главный негодяй – подонком из высшего света. Статистика и показания очевидцев дают нам совсем другую картину.
Да и вообще главный вопрос в таких трагедиях был, есть и надеюсь, будет – кого первого спасали, женщин и детей, или правил сильнейший? В трагедии Титаника ответ однозначен, первыми спасали женщин и детей.
Любителям классового подхода придется удовлетвориться следующими выдержками из доклада лорда Мерсея – документа, наиболее полно и беспристрастно освещающего катастрофу:
«..было достаточно много инсинуаций и спекуляций на тему несправедливостей, совершенных в ходе спасения по отношению к пассажирам третьего класса. В них нет ни капли правды. Да, процент спасшихся пассажиров третьего класса значительно меньше такового для пассажиров второго и первого классов. Это обьясняется, прежде всего, значительно большим количеством пассажиров третьего класса, но кроме того, и такими факторами, как нежелание многих пассажиров бросить свое имущество (а там ведь, напомню, было много эмигрантов, плывущих в Америку на постоянное место жительством со всем имуществом, какое удалось забрать), отдаленность помещений третьего класса от шлюпочной палубы и рядом других. Защитник некоторых из пассажиров третьего класса в исковых заявлениях в суд по возмещению ущерба, г-н Гаррисон, однозначно заявил, что у него нет никаких ни доказательств, ни даже заявлений о том, что пассажиров третьего класса пытались силой удерживать в их помещениях для того, чтобы избежать паники, или не помешать эвакуации пассажиров второго и первого классов. Никакой дискриминации, и комиссия заявляет это с полной ответственностью, не было. Во время эвакуации все были равны.»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев