Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителе Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителе нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные архитекторы того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества.
Очень многие объединения строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн перенял знак именно у экспатов-архитекторов.
Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко применялся и в модной тогда алхимии. У алхимиков он олицетворял философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, и,скорее всего, кто-то из них ставил алхимические опыты. Например, лекари и аптекари, которые поголовно в те времена были увлечены поиском философского камня. У них и мог московский государь взять «волшебный символ» в качестве личной печати.
Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…
#русь #россия #ИсторияРоссии
Нет комментариев