(Часть 1)
Размышляя длинными, осенне-зимними ночами, чем бы порадовать Северян, я (Чифф), откинув идеи всякого рода викторин и конкурсов (не нужно напрягаться и много думать перед Новым годом - нужно просто отдыхать и вкушать чувство праздника!), я решил предложить всем побольше узнать о Veles Studio и самом процессе рождения MMORPG “Легенды Севера”...
Краткие ТТХ команды Veles Studio (на конец 2017 года).
Состав: 22 человека (если считать всех, в т.ч. сессионных товарищей).
Из них: 2D-художников - 5 чел., 3D-художников - 3 чел. (в т.ч. 1 специалист по анимациям), программистов - 6 чел., дизайнеров локации - 3 чел. (некоторые из них частично и программисты… но это уже другой вопрос ), верстальщик сайтов/форумов - 1 чел., специалист по визуальным эффектам - 1 чел., музыкант - 1 чел., общее руководство проектом (Чифф) - 1 чел., "Хранитель истории" и один из основателей проекта (Эльрат) - 1 чел. Также у команды есть несколько человек внештатных консультантов.
Средний возраст сотрудника команды составляет 25-27 лет. Самому молодому нашему товарищу скоро исполнится 20 лет, а самому взрослому - уже за 40! Многие - уже люди семейные, с детишками. Как известно, Veles Studio интернациональна: Российская Федерация, Республика Беларусь и Украина вместе уживаются отлично. А раньше у нас еще были Приднестровская Молдавская республика, Казахстан и Армения.
Орфография и пунктуация интервьюируемых, впринципе, сохранены…
Итак, первый вопрос, одному из основателей Проекта и “Хранителю истории” Виталию (ака Эльрат). Виталий, расскажи, хранителем какой истории ты являешься и зачем тебе вообще всё это надо?
- Являюсь я хранителем всей истории, от момента, когда только-только зародились мысли о данном проекте в умах и сердцах тех, кто стоял у истоков проекта и по сей день, когда новые люди видят куда более широкие возможности наших наивных мечтаний. А зачем надо... У каждого проекта, организации и даже народа, должен быть тот, кто сможет поведать начало истории, положенные планы, надежды, стремления... как всё развивалось, какие препятствия и поддержку приходилось встречать людям и наконец к чему всё пришло. Ведь как ни крути, но без знания прошлого, тяжело стремиться в будущее, потому как забывая о прошлом, мы рискуем повторить те же ошибки в будущем, а утратив первоначальную цель и вовсе потерять всё.
Чем для тебя является хорошая сюжетная и внесюжетная составляющая MMORPG, а также что бы ты хотел улучшить/поменять в настоящее время в “Легендах Севера”?
- Хороший сюжет для меня тот, в который хотелось бы окунуться без оглядки, идти вместе со своим персонажем по предначертанному ему пути, в нашем же случае ещё и помочь направить своего героя к наиболее правильному с вашей точки зрения финалу. Вне основного сюжета хорошо было бы изучить мир во всех его красотах, наткнуться на редкого босса, либо же на интереснейший квест, к которому не ведёт ни одна из проложенных ветвей сюжетных линий. Ощутить живой мир, где каждый может найти в нём своё место и даже по-своему желанию его изменить... Пожалуй это то, чего бы мне больше всего хотелось для Легенд Севера.
Не думаю что сейчас у меня найдутся вещи которые я хочу поменять. Только улучшать, совершенствовать и создавать новое - вот чего я желаю в настоящее время.
Крайний вопрос для тебя - какие планы на будущее в Проекте?
- Планы у меня достаточно скромные. Для начала заработать кучу денег, стать мультимиллиардером с помощью данного проекта, затем с помощью денег начать влиять на внутреннюю и внешнюю политику и в довершении всего захватить мир! Ну это конечно в идеале и, возможно, кроме как мультимиллиардером большего добиться не получится, однако, что касается самой сути проекта, каким я вижу его будущее, то тут всё куда приземлённее. Я хочу увидеть его в том свете, когда пользователь, заходя в игру мог не только расслабиться и отвлечься от внешнего мира и получать удовольствие от процесса игры, но и развивать себя. Вариант, где определённой цепочкой квестов из простого человека можно сотворить превосходного программиста или великого учёного, мне кажется просто прекрасной идеей. Но это всё планы на будущее, сейчас же первоочередная задача создать мир, куда захочется возвращаться снова и снова, место, где можно обрести душевное равновесие...
Спасибо, старина, за интересные ответы!
Саша, ку! Ты в команде занимаешь должность всея программистов и сборщиков локаций. Движков перепробовал много, а сколько локаций пересобирал - только тебе известно. Не надоело? Ты маньяк? Что тебя вдохновляет, а что мешает? Можешь отвечать по-порядку
- Ну вот интервью и до меня добралось)) В жизни каждого маньяка, как я, наступает момент, когда уже просто необходимо поставить какую-то точку... скажу все по-честноку: меня может не устраивать какая-то часть решений команды, но если бы меня не устраивало ВСЕ, я бы просто не участвовал в проекте. И так, почему же я в проекте: 1) всегда хотелось забубехать что-то эдакое)) (банально, но это истина, ИМХО, для большинства в команде); 2) одному просто скучно, не с кем поделиться (никто тебя не поддержит, не даст заряд на дальнейшие подвиги). В команде у тебя есть возможность обменяться опытом (не думаю я о себе как о знающем ВСЕ, поэтому есть и те пробелы, которые я могу восполнить через общение с другими людьми). В команде иногда просто весело)) 3) проект это еще и отвлечение от повседневных забот (не скажу, что повседневные заботы мешают жить, но иногда просто хочется от них отвлечься - проект это мир, в который ты можешь ненадолго (или кто-то подольше) погрузиться и отвлечься - это лучше чем наркоманить и т.д. 4) я не маньяк, лицо которого висит на стендах "РОЗЫСК"))) У меня есть семья и они тоже требуют внимания (иногда прям ТРЕБУЮТ))), а проект это еще и реализация моего хобби - программирование в широком смысле этого слова 5) что меня вдохновляет - это новые люди (некоторые пришли к нам, чтобы сказать, что мы очередные школоло - вот они мешают иногда, а те, которые, может, и не до конца верят в конечный этап проекта, но все же запихнули свое неверие подальше и помогают чем могут - вот они как раз и делают свою работу как надо... Ну вот как-то так. За сим хочу сказать спасибо тем, кто с нами, а тем, кто любит просто потрындеть о том, что вы все дно - "ИДИТЕ ЛЕСОМ!!!!!")))
Оу, от души! Какие планы на будущее?
- Ну с ближайшим будущем чутка все попроще - добить проект до логического конца, возможно, перевести на рельсы собственного движка (если наберется народ с которым мы осилим самописный мега-движок))), ну а дальше, если все покатить как по маслу и проект начнет работать еще и на нас, м.б. забабахаем что-нибудь еще))) Чего останавливаться то?...
Точно! Благодарим Сашу за честное общение.
Виват, Екатерина! https://prnt.sc/hug5o0 Ты в этом интервью представляешь отдел 2D-художников. Тебе и отдуваться за всё Расскажи, чем тебя заинтересовали “Легенды Севера”? Что поменялось в Проекте и команде за последние года полтора?
- Привет, Жэка! Буду отдуваться за всех. Чем же заинтересовали меня Легенды? Что тут сказать, люблю ролевые игры. Тем более, что Север близок мне по духу, я суровая жэнщина! Но это все шуточки. Если серьезно, очень хотела поучаствовать в разработке масштабной рпг, не могла упустить такую возможность! Тем более, что люблю Скайрим, Невервинтер и Ведьмака. Легенды по атмосфере - этакий гибрид.
Что поменялось в проекте? Поменялся движок, что несказанно радует. И люди. Кто-то приходит кто-то уходит. Хорошо, что сейчас в команде ситуация с кадрами стабилизировалась, что, надеюсь, придаст ускорения разработке.
Я знаю, ты часто посещаешь разного рода курсы по 2D. Может и “Легенды Севера” как-то способствуют твоему развитию? Опыт работы в Veles Studio помогает тебе в каких-то делах и начинаниях?
- Да, посещаю. Сейчас время такое, ритмы Вселенной ускоряются и наша жизнь вместе с ней. Технологии постоянно развиваются, соответственно стандарты индустрии тоже растут. И если ты постоянно не движешься и не узнаешь что-то новое, рискуешь оказаться никому не нужным. Легенды для меня служат мотиватором, хочется делать лучшее, что могу для проекта.
Когда пришла в проект, тогда еще сидели на BW, долгое время занималась текстурами, приходилось учиться "на лету". Сейчас мне этот навык помогает в некоторых моих работах.
Поделишься планами на будущее?
- Про планы рассказывать дело рискованное) Если говорить про проект - хочу собрать постоянную команду художников, сделать промо-арт и пару крутых роликов=)) Хотелось бы собрать нашу команду в одном офисе. Хотя не люблю слово "офис", слишком много стереотипов связано с ним. Скорее - студия. В идеале - на побережье теплого моря =) Сейчас, конечно, это не представляется возможным. Если говорить про меня как про художника - развиваться, наращивать скилл. Ах да и бонусом - реализовать свой концепт внутри проекта. Что это за концепт - пока секрет. Всех с уже наступающим на пятки 2018-м! Добра, осознания и гармонии с этой Вселенной!
Хотя если не найдем гармонию в этой вселенной, пойдем в другую
Ни убавить, ни прибавить. Спасибо за поздравление и за общение!
Елена, штатный и “древний” командный маг по эффектам. Естественно, имеет высокий ЛВЛ... Лена, объясни простым языком простым смертным (мне, в том числе) - что значит делать визуальные эффекты для MMORPG? https://prnt.sc/hui8wu - Почему занялась эффектами? Всегда интересовалась магией :) А компьютерная графика - та же магия. Мне всегда было интересно, какие маги создают потрясающие визуальные эффекты в современных фильмах и компьютерных играх. Всегда мечтала тоже научиться создавать подобные вещи своими руками. Дождь, туман, капли дождя на воде, движение листвы на ветру, и все это виртуальное, но настолько "живое" в современных играх, что дух захватывает. Но самой начинать было страшно, да и времени все время не хватало заняться изучением этой "магии".
Поэтому, когда совершенно незнакомый мне тогда человек (он же Чифф) написал мне письмо с предложением войти в команду разработчиков, я колебалась не долго.
Теперь всё стало на свои места Ответ на следующий вопрос, надеюсь, поможет тем, кто “варится” в геймдеве… В чем заключаются трудности при переходе с одного движка на другой, в частности для тебя?
- Опыта работы в движке, а лично у меня был вначале движок BigWorld, не было вообще. Я писала небольшие программы, шейдеры, на GLSL. На сайте ShaderToy можно посмотреть на некоторые результаты моих усилий.
Но в BigWorld нужно было знание языка HLSL. Пришлось ускоренно изучать не только работу в самом движке, но и новый для меня синтаксис и правила написания программ в HLSL.
Позже команда приняла решение перейти на более современный и дающий больше возможностей движок UnrealEngine4. Пришлось изучать новые принципы работы. И это удивительно интересно!
Как ты начинала работу в команде? И традиционный вопрос - какие у тебя планы в Проекте?
- Я пришла в команду в 2015-м году. За это время очень много людей пробовали свои силы в проекте. И многие ушли. По разным причинам. Не буду говорить, почему ушли. Скажу, почему я осталась.
Ещё в самом начале моего пути в изучении принципов разработке игры я сказала основателям проекта, "я с вами, пока мне интересно".
И мне до сих пор очень интересно. Для меня открылся удивительный мир разработчика, со всеми подводными камнями, отсутствием времени и пониманием, что у нас все получится! Пусть не сразу, пусть медленно движется разработка, многие люди ушли из проекта, но ведь пришли и новые люди! Свежие идеи, новые методы и принципы разработки принося с собой. Это вселяет оптимизм. Все у нас получится!
Я надеюсь принести пользу проекту. Надеюсь наделить его красотой и магией
И я работаю над этим, используя все свободное время. И все члены команды также как я, работают над улучшением качества проекта. Над его оптимизацией. Мы сами играем в игры. И для игроков стараемся сделать хороший и интересный продукт. А поддержка Ваша и вера в успех нам очень важны!
Благодарю за исчерпывающие ответы. Надеюсь они будут полезны нашей аудитории. Идём дальше!
Сергей “старенький”. Серега, ты не прочь быть “стареньким”? (*в команде у нас два Сергея, и настоящий пришел пораньше*).
- Эх, везде бы так - несколько месяцев, а ты уже "старенький". Главное чтобы потом к этому титулу не приросло что-то в духе "местный дурачок" и можно будет носить с гордостью
Хорошо, разминка пройдена. Ты довольно много сделал для оптимизации как работы команды, так и некоторых наработок по MMORPG “Легенды Севера” (та же Wiki “Легенды Севера”). В Проекте ты занимался и занимаешься многим. Может поделишься, чем именно? Чем бы еще хотел заняться и что для этого нужно?
- Моя основная задача в проекте - геймдизайн. Особенно техническая его часть. Кто не знает - геймдизайнер это такой человек, который постоянно играет в своей голове в игру, которой ещё нет, жалуется сам себе в духе "раньше было лучше" и "лучше бы баги пофиксили", а иногда даже рассказывает команде, что он там играет и почему все должны делать именно то, что он там придумал и почему здесь решил все поменять. Остальной же функционал в команде, как и у всех, выбирается под текущие нужды проекта, так как рук всегда не хватает. За долгое время существования проекта в нем скопилось огромное количество контента: мегабайты текста (художественного и технического), сотни артов, скетчей, иконок и зарисовок, авторская музыка, модели, персонажи, мемы (!) и ещё куча всего. Но самое главное, как и подобает инди-студии - это команда. Каждый кто прошел суровый отбор временем, спамом в общей конференции Telegram, и, конечно, жЭсточайшее собеседование Чиффа (а также других руководителей, по соответствующим направлениям разработки), знает, что находится здесь не зря. Работать в веселой, дружной команде всегда приятно и интересно, однако, учитывая масштабы деяний, нам все ещё остро нужны умелые руки и светлые головы. Однако, даже те, кто не могут помочь нам в разработке, могут принять участие (и активно принимают) в создании позитивного комьюнити, ведь в конечном счёте наш проект создаётся именно для них. Также приятно замечать, что некоторые Северяне поддерживают нас не только словом и репостом, а еще и какой-никакой, но копейкой в рамках пожертвований для нужд “Легенд Севера”!
Не могу не согласиться. Довольно познавательно. Благодарствую!
Так-с, следующий на очереди Гриша. https://prnt.sc/hug5qf Привет. Ты состоишь в банде программистов Veles Studio. Скажи, каково это - быть прогером в “Легендах Севера” и одновременно оставаться психически здоровым человеком?
- Быть прогером в “Легендах Севера” и одновременно оставаться психически здоровым человеком? Хм... быть прогером и психически здоровым человеком? Нет, не слышал. Спасают только интроверсия и хороший виски. А если серьезно, то участие в проекте позволяет мне развиваться - дает направление к изучению новых технологий и знаний. А для меня это самое главное. Так же не стоит забывать очень веселых и общительных ребят, которых проект собрал примерно в одном месте!
Прямо как пел один-известный-человек “Все говорят, что мы вместе, все говорят, но немногие знают, в каком” Какие пожелания ты хочешь дать “Легендам Севера” и каковы твои планы на будущее?
- Главное, не бросать начатое и упорно двигаться вперед к своей цели. Планы на будущее - продолжать дальше изучать UE, Max, Painter, и С++ за 21 день и тому подобное. В общем "Глаза боятся, а руки из жопы - но я не сдаюсь!"
Дзякуй вялiкi за цiкавыя адказы на пытаннi, Грыша!
- И тебе не хворать!
Часть 2 чуть ниже...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев