На фото 1931г. сидят: внучка Склярова Антонина Васильевна (1925-1996г.г.), глава семьи Скляров Иван Дмитриевич (1861г.р., умер в дороге в 1931г.), жена Склярова Пелагея Ивановна (1863г.р., умерла в дороге в 1931г.), на руках у Пелагеи Ивановны внук Скляров Виктор Васильевич
( 1931-1932г.г.);
Стоят: сын Скляров Павел Иванович (1909-1943г.г.), его жена Склярова Анна Филипповна (1909-1997г.г.); сын Скляров Василий Иванович (1904-1990г.), его жена Склярова Марфа Яковлевна (1905г.р., умерла в дороге) с дочерью Скляровой Александрой Васильевной (1928-1995г.р.).
Крестьяне Скляровы жили своим трудом. Эта семья не подпадала ни под один пункт Постановления, но по факту была нагло оболгана. В результате, раскулачивание провели в административном порядке без описи конфискованного имущества, так как описывать было нечего. Конфисковали корову, кур, поросёнка, кормовые и семенные запасы, не дали забрать сменные вещи. На отцовском подворье поселилась дочь «кулака» Галина Ивановна Склярова.
«Врагов народа» вывозили спешно ночью, погрузили в неотапливаемый вагон на станции в Елани. Провожали Ковалёва Ирина (мама Анны Филипповны), Ковалёва-Несмеянова Дарья Филипповна (сестра Анны Филипповны). Женщины уговорили Анну Филипповну оставить им двухлетнего Ванечку (1929г.р.), боялись, что не выдержит дальней дороги. Таким образом, Ване спасли жизнь. Дочери «кулака» Ивана Дмитриевича Галина Склярова, Оксана Белоусова, Матрёна Ревина у вагона так и не появились. Впредь они никогда не увидят своих родителей и братьев. Другие родственники провожать не осмелились. Любая связь с врагами народа открыто осуждалась.
Поезд следовал по направлению «Елань-Котлас». В Котласе переселенцев разместили на открытой барже. Трудным был путь до Сыктывкара. Четверо из семьи не перенесли суровых северных условий. В холоде, без достаточного количества воды, продуктов питания умерли родители Иван Дмитриевич и Пелагея Ивановна, сноха Марфа Яковлевна (жена Василия) и её годовалый сын Виктор.
Государство ставило задачу вовлечения спецпереселенцев в малообжитые районы страны. Они были лишены избирательных прав и свободы передвижения. Также они не имели права на выбор места жительства и работы, действовали запреты на выдачу паспортов. Сосланные крестьяне вынуждены были жить в режиме изоляции. Их постоянно перемещали в разные населённые пункты. Семья Скляровых проживала с 1931г. по 1937 годы в Богородске, Леми, Выль-Ордыме; с 1937г. до 1940-х годов в Сыктывкаре, Красном Затоне, Выль-Ордыме, д. Синдор от Сельпо Княжпогостского района (ловили и солили рыбу для фронта).
Анна Филипповна и Павел Иванович очень тосковали за сыном Ваней, который был оставлен у тёти. Отчаявшаяся мать не раз пыталась совершить побег, но без документов далеко не уехать. Её тут же возвращали. В 1939 году родители твёрдо решили забрать сына. Им удалось добраться до с. Тернового. Шли к дому сестры Дарьи ночью. Но на Чалдоновке встретили Павленко Михаила. Он их узнал и доложил куда следует. Родственники в дом не сразу пустили. Пока разобрались, кто и откуда пожаловал, время ушло. Едва они успели войти в дом, нагрянула милиция. Долгожданной встречи с сыном не получилось. Их вернули назад.
Условия жизни ссыльных крестьян были тяжёлыми и полностью зависели от местных властей. Снабжение продуктами питания было крайне скудным. В докладной записке от 22.04.1933 заведующего облздравотделом Коми облисполкома значилось: «Спецпереселенцы находятся в тяжёлом положении. Отпускаемая норма 175гр муки и 10гр сахара далеко недостаточна, вследствие чего спецпереселенцы потребляют в пищу древесную кору, мох, травы. На почве недоедания наблюдаются массовые голодные отёки и, наконец, смерть от истощения. Хлебные лимиты поступают с большим опозданием». Жили переселенцы в бараках, где царили скученность и антисанитария. Все эти факторы в совокупности приводили к высокому уровню заболеваемости и смертности. Так у Анны Филипповны и Павла Ивановича в 1940 году умерла годовалая дочь Тоня (Склярова Антонина Павловна).
Крестьяне вживались в местную природную и социальную среду. Они быстро овладевали несвойственными для них видами физического труда. Благодаря трудолюбию семьи братьев Скляровых стали ударниками производства. Только ударники производства могли быть досрочно восстановлены в гражданских правах, получать приличную зарплату и норму питания. Ударничество было одним из способов выживания.
Постепенно жизнь стала налаживаться. Василий Иванович женился на вдове Архипенко Варваре Петровне, тоже сосланной на Север. У него были дочери Тоня и Шура, а у неё - сын Коля. В 1941г. в семьях братьев родились девочки: у Василия родилась дочь Нина, у Павла появилась на свет дочь Валя. Мирная жизнь оборвалась внезапно. Началась война. Братья ушли на фронт. Павел с 1941г. по октябрь 1942г. трудился в бригаде по заготовке продовольствия: ловили рыбу, солили в бочках и отправляли на фронт. В том же октябре 1942 г. Павла мобилизовали, он был направлен в 29-ый зенитно-стрелковый батальон. В марте 1943г. Анна Филипповна получила последнее письмо от мужа из госпиталя
(г. Вологда). А в апреле 1943г. красноармеец Павел Иванович Скляров пропал без вести. Василию повезло. Он вернулся домой живым и невредимым.
Комментарии 5