🔥 💥 «250 лет со времени продвижения войск Емельяна Пугачева по территории Вятской губернии»
Кульминационным этапом классовой борьбы в России XVIII века является восстание 1773 – 1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева. Жители Вятского края приняли в нем активное участие. Это движение, в первую очередь, всколыхнуло различные категории местного крестьянства: крепостных, черносошных, дворцовых, ясачных, - испытывавших на себе все тяготы феодально-крепостнических отношений.
Поддержали Пугачева и рабочие вятских мануфактур, недовольство которых вызывал подневольный труд, и нерусские народности Вятской земли. Удмурты, татары, марийцы выступали против насильственной христианизации, проводившейся в середине XVIII века духовенством Русской православной церкви.
В числе первых борьбу за свои права начали дворцовые крестьяне села Трехсвятского (ныне г. Елабуга), а также удмурты и татары, проживавшие в окрестных районах. Они организовали расправу над местными богачами и всеми, кто не желал признавать Пугачева царем.
Январь – февраль 1774 г. – это время быстрого распространения восстания по южным районам Вятского края. Центрами движения в указанный период становятся следующие населенные пункты: Дебессы, Ижевск, Шаркан, Елабуга, Грахово, Алнаши, Сарапул, Кильмезь, Мултан, Вятские Поляны и др.
Однако весной 1774 г. ситуация изменилась не в пользу восставших. Правительство Екатерины II, опасаясь активизации народного движения, приняло меры к его подавлению. Войска Пугачева потерпели целый ряд поражений.
Главные силы Пугачева вынуждены были отступить за Уральские горы. Такое развитие событий неблагоприятно отразилось и на ходе восстания на Вятской земле. Силами правительственных отрядов под командованием капитана Карташевского, полковника Ю. Бибикова было подавлено крестьянское движение в низовьях Вятки, освобождены от повстанцев Елабуга, Мензелинск, Сарапул.
В городе Хлынове во время бунта Пугачева произошел следующий анекдот. Восстание застало Хлынов врасплох, старые укрепления давно сгнили и сгорели, земляной вал во многих местах осыпался. Стояли только три покосившиеся деревянные башни (Московская, Ильинская и Пятницкая), но помочь обороне они не могли. Если бы Пугачев двинулся к Хлынову, то город ожидала бы неминуемая погибель. В таких почти безвыходных условиях жители Хлынова придумали "хитрость". "Вятчане вздумали - это было зимой - воспользоваться своим земляным валом: натаскали на него снегу, снег обливали водой, на обледеневших снеговых стенках расписывали смолой решетки. Вятчане рассчитывали вероятно, что когда Пугачев подступит к их городу и увидит писаные смолой решетки, то почтет их за железные и пожалуй не решится на приступ. Эта выдумка внушена была находчивостью, которая составляет замечательную сторону в характере истинных вятчан и которая еще в старину изображена была в карикатурном виде в разных побасенках. Однако надежда на снеговые стены и рисованные решетки верно была слаба в сердцах вятчан, потому что когда во время ожидания Пугачева однажды ночью ударили в набат, вероятно по случаю пожара, то все бросились выносить и упрятывать свое имущество, думая что Пугачев уже подступил.
Таким образом, восстание 1773 – 1775 гг. непосредственно затронуло и Вятскую землю, всколыхнув широкие народные массы. Оно закончилось поражением. Однако карательные акции, предпринятые правительством в отношении крестьян и «работных людей», не позволили добиться ожидаемого результата. Народное сопротивление не было сломлено в полной мере. Крестьяне от участия в восстании перешли к другим формам выражения своего протеста, которые использовались ими и прежде: бегству от помещика, формированию разбойных отрядов, отказу от выполнения заводских работ.
В 1872 г. «Вятские губернские ведомости» (далее - ВГВ) опубликовали небольшую заметку, в которой говорилось об интересной находке необычного камня, известного как кладовой камень Е. Пугачева.
Сообщалось, что давно в народе ходят предания о кладах, зарытых грабителями из шайки Пугачева во время преследования их войсками правительства. Предания эти особенно распространены в восточной части губернии – уезде Глазовском, где в среде населения местности «села Мудровскаго, Малой-Суны и до Великорецкаго» и далее и до сих пор передаются любопытные сведения о живших здесь разбойниках и скрытых ими в этих местностях награбленных деньгах.
Народная молва об этих кладах, пишут в «ВГВ», сделалась общим достоянием с того времени, когда лет 20 тому назад прошел слух о том, что найден будто бы и самый памятник, указывающий действительно на существование в указанной местности зарытых денег.
Описываемый в «ВГВ» кладовой камень был найден на территории бывшего Глазовского уезда (современный Фаленский район) и передан земским деятелем, выходцем из крестьян З. С. Бобровым в Вятский музей, где и хранится в данный момент.
Подробное внешнее описание камня было сделано сотрудницей музея Е. С. Москалец. Она отмечает, что камень, выполненный из опоки, имеет форму обточенной маленькой надгробной шестигранной плиты, сглаженной в углах, слегка расширяющейся кверху, длиной 15,5 см, шириной вверху 9,4 см, внизу - 8 см.
Толщина плиты составляет 5,9 см и 5,7 см с одной стороны, 5,5 см и 5,2 см с другой.
На камне имеется текст с вырезанными буквами на всех шести сторонах. В прорезях некоторых букв сохранились следы темно-коричневой земли. Текст начинается на лицевой стороне камня и переходит на прямую узкую боковую сторону. При повороте камня на обратную сторону видно продолжение надписи на широкой площадке, а затем она переходит на вторую боковую сторону, на маленькую верхнюю площадку и заканчивается на нижней.
Сами надписи помещены между двумя процарапанными параллельными линиями.
Текст на камне был следующий: «сей камень заветный кладеная сия поклажь сибирским Пугачевыми воинами 28 человеками да сей поклажи златого казною червонною монетою 56 тысяч каждой червонного щитая по пяти рублей, а поклажи серебром 44 тысячи монетами каждой монету щитая по рублю да это сей камень щестливой раб найдет, тот казну нашу возьмет, да это нашь заветь исправить тот и казну нашу разделити нашу казну возмите и по себе делите. Друг друга необите есаул Макаров атаманом Сухопаровым нами завещено тако по вместо нашей казны положите по завету нашему 30 аршин тонкова холста да каждого полуаршин по три монеты да черного петуха над сим холстом и деньгами станут стоять сторожа строчные годе понайдению нашей поклажи в ту яму положите исправной и завет а по наиден то сего камня ищите отговорщика и отговорщик знает управляться с нашим со сторожами. Слушаться отговорщика. Кладена поклажа 1774 году мая 4 числа».
Много писали на эту тему, много споров и разночтений. Место, где зарыт клад до сих пор не найдено.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев