Сцепились два могучих богатыря. Земля дрожала. Сильным был Каспий, но Рав ещё сильнее. Он победил смуглого богатыря Каспия. Волга встала рядом с Равом, прижалась к груди, а печальный, хмурый Каспий вскочил на своего вороного коня и ускакал в свою страну Высокого Солнца.
Счастливо зажили Рав и Волга. На первом же году Волга родила Раву двух дочерей-близнецов, Оку и Каму. А потом родились Большой Иргиз, Сок, Сура. Родилась дочка, капелька в капельку на отца похожая. О ней говорили: «Это сама Ра» – и имя ей дали Самара. За долгую жизнь в роду Рава и Волги сыновей, дочерей, внуков и правнуков было более четырёхсот.
А смуглый красавец Каспий жил бобылем. Ни жены, ни детей у него не было. Он думал: «За это время я стал более богатым, более сильным, чем Рав. Теперь я имею право владеть самой красивой женщиной, Волгой». Собрал Каспий вокруг себя множество помощников: бури песчаные, ветры-суховеи, зной, жара – все пришли к нему.
Повёл свою рать Каспий на земли Рава. А Рав не стал дожидаться, пока злой Каспий иссушит суховеями его земли, переломает бурями леса, сам вышел ему навстречу. Долго сражались богатыри, ни на шаг не отступил Рав. А Каспий пядь за пядью пятился, и наконец загнал его Рав в огромную глубокую впадину. Вокруг горы каменные – больше некуда Каспию деваться. Тут-то Рав и ранил в грудь Каспия. Полилась оттуда не кровь, а иссиня-зелёная вода. Набралось столько воды, что она заполнила всю впадину. Подул ветер, забегали крутые волны – бунтовал, негодовал Каспий. Это огромное скопление воды назвали люди морем Каспия, то есть Каспийским морем. Оно во всём похоже на своего прародителя: хмурое, суровое, а начнёт буйствовать – волны из стороны в сторону мечутся. Оно вечно нелюдимо, никто к нему в гости не ходит, и само оно дороги к другим морям не знает.
Недолго после богатыря Каспия жил и Рав. То ли от ран умер, то ли старость подошла. Как только перестало биться его сердце, сразу же упала и умерла и Волга. Она была его половиной, у них была на двоих одна душа.
Весть о смерти Рава и Волги разлетелась по всей земле, от Каспия до страны Заходящего Солнца. Горькими слезами заплакали дети, внуки, правнуки и праправнуки Волги и Рава. Они все пошли к родительскому дому, и вслед за ними тянулись реки, речки и ручейки. Когда они подошли к усопшим, за ними катилась широкая величавая река. Она взяла в свои объятья останки Рава и Волги и стала могучей, как Рав, и красивой, как Волга.
С радостью смотрели люди на эту реку, и каждый по-своему выражал свой восторг. Одни говорили: «Величавая и красивая, как сама Волга», – и называли реку Волгой; другиe видели в ней силу и благородство Рава и говорили: «Ну точно как Рав», – и называли Равом.
Нет комментариев