*Когда Родина позвала, многие из погибших пошли на фронт добровольно или по частичной мобилизации, сразу же. А не через 5 или 10 лет"
Несмотря на то, что продолжается Специальная военная операция на Украине, федеральные власти практически с самого ее начала озаботились процессом увековечивания памяти о героях, отдавших жизни за Родину.
Президент и Верховный Главнокомандующий В. В. Путин неоднократно обращался к этой важной теме. Так, 30 мая 2025 года Президент поручил правительству страны до 1 сентября разработать единые рекомендации по увековечению памяти защитников Отечества, в том числе погибших участников СВО. Однако, пока решение о принятии специального законодательного акта федерального значения по отношению к погибшим участникам СВО не принято. Тем, не менее, у нас есть действующий Закон РФ от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изменениями и дополнениями, в том числе от 9.11.2024), который определяет формы увековечивания памяти защитников Отечества и полномочия различных органов власти в этой сфере.
В частности, статья 11 этого Закона гласит, что : «Органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; создают резерв площадей для новых воинских захоронений; осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти. (в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 214-ФЗ)»
Однако, в последнее время выяснилось, что органы местного самоуправления, в том числе и в Республике Адыгея приняли постановления «О порядке установки мемориальных досок (памятных знаков) на территории муниципального образования», которым ограничили возможность увековечивания памяти воинов- участников СВО в виде установки им мемориальных досок на зданиях учебных заведений, где они обучались, и т.д.
Кроме того, сам процесс установки досок забюрократизирован донельзя: органы местного самоуправления в своих решениях о регламентации установки мемориальных досок руководствуются исключительно положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 20.03.2025) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», игнорируя тот же закон №4292-1 и другие законодательные акты, регулирующие процесс увековечивания памяти участников СВО, которые благодаря местным законодателям приравнены к известным и выдающимся уроженцам, работавших в гражданских отраслях народного хозяйства.
Причем, в каждом муниципалитете свои неунифицированные подходы к оценке вклада той или иной личности, в честь которой может быть установлена мемориальная доска. Так, в принятом в мае 2023 года СНД г. Майкопа «Положении о мемориальных досках в муниципальном образовании «Город Майкоп»», согласно которому, «Основанием для принятия решения об установке мемориальной доски в муниципальном образовании «Город Майкоп» является наличие у гражданина одного или нескольких государственных званий Российской Федерации (включая звания Союза Советских Социалистических Республик) или государственных наград Российской Федерации (включая награды Союза Советских Социалистических Республик), а именно: Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации, Герой Труда Российской Федерации, «Мать-героиня», обладатель ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы), обладатель ордена Трудовой Славы трех степеней (полный кавалер ордена Трудовой Славы).» Как видим, перечень персон, которым могут устанавливаться мемориальные доски в Майкопе ограничен и сужен до минимума, награжденных исключительно высшими наградами времен СССР или современными федеральными наградами и почетными званиями РФ. Как понимаем, участники СВО, даже имеющие боевые награды, не фигурируют в этом перечне (за исключением Героев РФ).
По иному подошли к ситуации в Красногвардейском районе республики, где 1 ноября 2022 года (обратим внимание на дату – идет третий месяц ограниченной мобилизации и девятый месяц СВО) было принято «Положение о порядке установки мемориальных досок (памятных знаков) на территории муниципального образования «Красногвардейский район» и присвоения муниципальным учреждениям и предприятиям имен государственных и общественных деятелей, выдающихся граждан муниципального образования «Красногвардейский район».
Согласно этому акту, ссылающемуся исключительно на ФЗ-131, «Установка мемориальных досок (памятных знаков), а также присвоение муниципальным учреждениям и предприятиям имен государственных и общественных деятелей, выдающихся граждан муниципального образования «Красногвардейский район» является одной из форм увековечения памятных событий, имевших особое значение для истории и культуры муниципального образования «Красногвардейский район» (далее также - муниципальное образование), а также деятелей в государственной, общественной, политической, военной, производственной, хозяйственной и сельскохозяйственной и иных сферах, образовании, науке, технике, литературе, искусстве, культуре и спорте, деятельность которых имела особое значение для формирования историко-культурной среды на территории муниципального образования и воспитания в гражданах чувства уважения и любви к его историческим традициям и наследию.» Казалось бы, в этом пункте решения все понятно и верно, однако, согласно пунктам 4 и 5 Положения «Критериями для принятия решений об установке мемориальных досок (памятных знаков) на территории муниципального образования и присвоения муниципальным учреждениям и предприятиям имен государственных и общественных деятелей, выдающихся граждан муниципального образования являются наличие у гражданина официально признанных выдающихся заслуг и высокого профессионального мастерства в области развития экономики, культуры, образования и науки, здравоохранения, физической культуры и спорта, защиты прав граждан, обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, правопорядка и общественной безопасности, проведение в течение длительного времени активной общественной, благотворительной и иной деятельности, способствовавшей развитию муниципального образования, повышению его престижа и авторитета, и завоевавшим, тем самым, право на всеобщее уважение и благодарность жителей муниципального образования, примеры проявления героизма, мужества, смелости, отваги. (..) Рассмотрение вопроса об установке мемориальных досок (памятных знаков) на территории муниципального образования, присвоении имени государственного, общественного деятеля, выдающегося гражданина муниципального образования муниципальным учреждениям и предприятиям производится по истечении 5 лет со дня события или смерти лица, об увековечении памяти которого ходатайствуют инициаторы».
Что мы имеем на выходе? Участники СВО, погибшие на фронте, даже при наличии наград или отсутствии таковых, не выделены в Положении в отдельную категорию лиц, которым положена установка мемориальных досок. Они «спрятаны» за размытыми формулировками критериев, например за этой : «официально признанных выдающихся заслуг и высокого профессионального мастерства» и тут же «примеры проявления героизма, мужества, смелости, отваги». Причем, «официально признавать заслуги» должна районная комиссия под руководством главы района, а в ее состав входят практически все руководители управлений и отделов администрации района, главы сельских поселений (в которых предполагается установка доски), главный редактор районной газеты, председатель районного Совета ветеранов и почему то председатель постоянной комиссии СНД район по аграрным вопросам, имущественным и земельным отношениям (!!). То есть из 17 членов комиссии – 14 представляют исполнительную власть. При этом, даже по логике Положения, большинство членов комиссии должны составлять не чиновники, а представители военного комиссариата, общественных организаций ( патриотических, молодежных, казачьих) , учебных заведений, учреждений культуры. Кроме того, непонятен срок после которого разрешается установка мемориальной доски. Почему 5 лет (хотя в соседнем Шовгеновском районе этот срок еще больше – 10 лет!) со дня «события или смерти лица»? ЧТО должно произойти за эти 5 лет? Имена героев (неважно, имеют ли они федеральные награды или нет, в данном случае) должны быть подзабыты? А та, молодежь повзрослеть и эти имена ей уже ни о чем говорить не будут?
Создается впечатление, что такие комиссии из чиновников администраций созданы не ДЛЯ УВЕКОВЕЧИВАНИЯ памяти погибших за Родину участников СВО, а ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ этой работе. И это не пустые разглагольствования: в Красногвардейском районе уже есть факты отказа увековечить имена участников СВО, путем установки мемориальных досок на зданиях учебных заведений их выпускникам, павшим на фронте. Причем отказ формулируется исключительно ссылкой на вышеуказанное положение.
Причем бюрократия разведена и в самой процедуре установки таких досок: должны быть собраны подписи членов инициативной группы в количестве не менее 10 человек. «При наличии оснований для установки мемориальных досок», которые установит или не установит вышеуказанная комиссия из чиновников районной администрации, инициаторы должны направить в комиссию целый пакет документов, в которые входят «пояснительная записка;протокол собрания трудового коллектива или решение коллегиальных органов политических партий, общественных организаций, решение органа местного самоуправления, протокол собрания инициативной группы жителей муниципального образования; копии архивных или других документов, подтверждающих достоверность события или заслуги увековечиваемого лица (при их наличии);документы из соответствующих учреждений или архива с указанием периода проживания в данном здании лица, жизнь и деятельность которого увековечивается (при необходимости - подтверждение присвоения); эскиз мемориальной доски (памятного знака); проект текста на мемориальной доске (памятном знаке); гарантийное письмо с обязательством инициатора ходатайства об оплате расходов по изготовлению и установке мемориальной доски (памятного знака), либо ходатайство о выделении бюджетных средств;сведения о предполагаемом месте установки мемориальной доски (памятного знака);письменное согласие собственника, если размещение мемориальной доски (памятного знака) осуществляется на объектах, не находящихся в муниципальной собственности муниципального образования; письменное согласование с органом, осуществляющим полномочия в сфере охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (администрацией соответствующего сельского поселения) в случае, если мемориальная доска размещается на объекте культурного наследия (памятнике истории и культуры) или в зоне охраны объекта культурного наследия; письменное согласование соответствующего органа местного самоуправления сельского поселения, входящего в состав муниципального образования «Красногвардейский район». Но, и этого мало. Согласно пункту 18 Положения комиссия: «оценивает архитектурно-художественное решение мемориальной доски (памятного знака); согласовывает эскиз (проект) и место установки мемориальной доски (памятного знака); дает положительное или отрицательное заключение по рассмотренному ходатайству». Никакими сроками оценки и согласования не регламентированы, а значит могут идти годами…
Интересно, что похожие Положения утверждаются не только на районном уровне, но, и в некоторых сельских поселениях Адыгеи. Например, похожее Положение "О порядке установки, обеспечения сохранности и демонтажа мемориальных досок в муниципальном образовании "Мамхегское сельское поселение"
было принято 21 января 2025 года в Шовгеновском районе. И это положение ссылается исключительно на ФЗ №131, не упоминая ФЗ №4292-1. Однако, во многом это Положение отличается от аналогичного положения в Красногвардейском районе. Так, депутаты Мамхегского СНД решили, что «ходатайство об установке мемориальной доски принимается к рассмотрению не менее чем через: 1 год после кончины лица, имя которого увековечивается; 3 года после события, в память которого они устанавливаются», что уже означает более или менее разумные сроки для оценки «мужества и героизма» тех же участников СВО, отдавших жизнь за Родину. Кроме того, в Мамхегском сельском поселении, инициаторами установки мемориальных досок могут быть «органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципального образования "Мамхегское сельское поселение", юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, общественные организации», и число инициаторов не ограничено количеством членов инициативных групп. Регламентация установки мемориальных досок в этом поселении целиком и полностью отнесена к компетенции Совета народных депутатов. Инициаторы должны представить в СНД «заявление (ходатайство) с обоснованием необходимости увековечивания памяти гражданина (и) или события путем возведения (установки) мемориальной доски, копии архивных и других документов, подтверждающих достоверность события или заслуги гражданина, имя которого увековечивается, предложение по тексту надписи на мемориальной доске, эскиз мемориальной доски, сведения о предполагаемом месте установки мемориальной доски, письменное согласие собственника здания (собственников помещений многоквартирного дома), строения, сооружения, на котором предполагается установить мемориальную доску, или лица, которому здание, строение, сооружение принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, фотофиксация места установки мемориальной доски, гарантийное письмо с обязательством инициатора ходатайства об оплате расходов по установке мемориальной доски, копия устава инициатора, заверенного в установленном порядке, копия документа, свидетельствующего прохождение государственной регистрации заявителя, заверенного в установленном порядке (последние два документа очевидно нужны юридическим лицам-инициаторам). Как видим, и в Мамхегском сельском поселении необходим пакет документов, однако, он гораздо короче, чем в Красногвардейском районе республики, сроки и критерии установки более просты, хотя и в них не фигурируют непосредственно участники Специальной военной операции.
Как видим, процесс установки мемориальных досок павшим защитникам Отечества в ходе СВО в отдельных муниципалитетах Адыгеи максимально забюрократизирован, что делает процесс увековечивания их памяти таким наиболее наглядным способом, практически неосуществимым, вопреки громким речам чиновников о патриотическом воспитании, памяти и т.д.
Не настала ли пора вмешаться в ситуацию Главе Республики Адыгея и Государственному Совету-Хасэ РА и наконец принять единый нормативный акт республиканского уровня, который бы адекватно регламентировал процесс увековечивания памяти защитников Отечества, путем установки мемориальных досок, на зданиях школ, других учебных заведений, которые они оканчивали?
Ведь если абстрагироваться от юридической казуистики, когда Родина позвала, многие из погибших пошли на фронт добровольно или по частичной мобилизации, сразу же. А не через 5 или 10 лет. И гибли они не «положениям», а отдавая жизни за Родину, в том числе за свои хутора, села, аулы, станицы, за те школы, в которых они провели детство и юность. И подвиги они совершали не «по регламенту».
@muratkumpilov (Мурат Кумпилов)
@adygkhase (Адыгэ Хасэ Краснодарского края)
@nf_adygeya (Народный фронт | Республика Адыгея)
Огромная просьба, поделитесь на своей страничке данным постом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев