Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях, обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха, в начале осени деревья стоят с листочками, а в ноябре деревья стоят голые).
Задачи:
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5.Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа:
Наблюдения за живой и неживой природой во время экскурсии, прогулок.
Рассматривание картин и репродукций об осени.
Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель (родитель) читает стихотворение:
Лес, точно терем расписной
Лиловый золотой багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над сонною поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
• О каком времени года стихотворение?
• А какие еще времена года вы знаете?
• А кто может назвать осенние месяцы? (первый месяц-сентябрь, второй- октябрь, третий- ноябрь)
• Ребята, чем осень отличается от других времен года?
(Высказывания детей)
Внимательно послушайте еще стихотворение:
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад,
желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.
• О каком времени осени говорится в этом стихотворении?
- Верно, это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?
• А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками. Что это был за дождь? Чему мы радовались? Помните, ребята, мы с вами на прогулке играли с листочками. - От какого дерева были листочки? (от Тополя).
• Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?
(высказывания детей)
-верно, осенью прекращается сокодвижение.
• Давайте вспомним другие приметы осени.
(дети перечисляют приметы).
- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?
• Назовите птиц, которые улетают от нас?
• Каким, одним словом их можно назвать?
• А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?
• Назовите зимующих птиц.
• Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.
• По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.
Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.
А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.
• Что для птиц страшнее, холод или голод?
• Как мы можем помочь птицам зимой?
Следующая игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ «Да» или «нет»
Осенью растут цветы? (нет) А давайте уточним, какой осенью не растут цветы, ранней или поздней? (Поздней)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А бабочки летают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Молодцы, хорошо знаете приметы осени.
Предлагаю поиграть в Игру "Погода осенью"
У родителя в руках разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Родитель: Дети, а какая бывает погода осенью?
• Когда идет дождь (бросаем мяч ребенку): Ребенок отвечает:- дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
Родитель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Давайте еще раз вспомним осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?
Родитель обобщает: Погода теплая в начале осени, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, позднее дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли.
Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы мороз побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.
Родитель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы..
А сейчас вместе с родителями ребятам нужно нарисовать и разукрасить листочки и сделать осеннюю аппликацию.
Уважаемые родители!
Сфотографируйте работы ребят и выставьте в группе «Пепелинская школа».
Жду ваших работ!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев