Как отмечал Ференц Лист: «Шопен творил для избранных в полумраке салонов. Камерные ансамбли требовали чужих рук — а он доверял только своим»
«Он не писал для других инструментов, потому что изобрёл для рояля новый язык»
[Гленн Гульд]
Несколько высказываний о его редких не фортепианных сочинениях:
О песнях Op. 74
«Фридерик говорил мне: "Я сочинял эти песни для себя, а не для публики". Возможно, поэтому они так трогают — в них нет ни графа ницшеанского пафоса»
– Шарль-Анри Валентин Алькан
«Они слишком просты для гения его масштаба, но в этой простоте — их очарование»
– Роберт Шуман
О виолончельной сонате Op. 65
«Наконец-то Шопен написал нечто, где фортепиано не подавляет партнёра! Виолончель здесь дышит свободно, а рояль лишь шепчет ей на ухо»
– Роберт Шуман
О фортепианном трио Op. 8
«Юный Шопен в этом трио словно примеряет мантию Бетховена — и тут же стеснённо сбрасывает её, чтобы укрыться своими изысканными мазурочными ритмами»
– Роберт Шуман [о фортепианном трио Op. 8]
«Я играл это трио в юности и злился: почему так много фортепиано? Теперь понимаю — Шопен не мог иначе. Его "аккомпанемент" роскошнее любой сольной партии»
– Давид Ойстрах
* * *
Шопен не просто ограничил себя фортепиано — он переосмыслил его природу. Как заметил Альфред Корто: «Он не писал для рояля, он думал на нём».
«Я пишу только для рояля, потому что только он понимает мои мысли без перевода»
[Фридерик Шопен]
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1