Интерьер базилики. Фото: Tango7174 / wikimedia commons
Потом ты тоже спустишься в крипту, и там тебя снова, как говорится, накроет. Прямо над могилой апостола Павла. Ты будешь стоять и тихо цитировать его гимн любви: «Любовь милосердствует… не ищет своего…» или про обращение язычников: «Ты, дикая маслина… не гордись, но бойся…» Ты в деталях вспомнишь его обращение, и тебе даже не нужно будет доказательство, что могила именно его (хотя таковое имеется: в 2006 году в крипте были обнаружены человеческие останки, и анализ показал, что жил этот человек в I–II веках).
Меньше всего на свете тебе будет хотеться думать о миссионерских трудах Петра и Павла. Они как-то само собой разумеются. Нет, правда, у кого-то есть сомнения? Церковь просто взяла и возникла ниоткуда? Несколько человек после чудесных событий с их Учителем пошли в разные стороны, и у них что-то там получилось? Ну нет, это смешно просто. Должны были найтись кто-то, кто безоговорочно и всем сердцем поверили и послушали просветившего их Духа, стали бы моторчиками и вдохновителями для всех остальных. Конечно, это Петр и Павел. Но сейчас ты не захочешь думать об их трудах. Столкнувшись с их мученичеством и смертью, ты захочешь, чтобы они отдохнули.
Потом ты доберешься до Латеранского собора, чтобы уже по инерции скорее поклониться честным главам первоверховных апостолов, и тут до тебя дойдет, что ты еще не молился им. Не из-за отсутствия уважения и не из-за странно понятой духовности, согласно которой православному не должно молиться в «латинянских» храмах.
Просто – как-то не получается ничего просить. И благодарить тоже не получается. Хочется просто по-человечески поговорить.
Тогда ты зайдешь в ближайшее кафе (кстати, рядом с Латеранским собором есть отличная кондитерская, рекомендую), с трудом найдешь свободный столик, поставишь на него чашечку кофе и тарелочку с пирожным, а то и с двумя, достанешь из сумки Библию и совершенно не благочестиво, прямо за едой, начнешь читать Апостол. Просто читать, как приключенческий роман, Деяния и, как увлекательную переписку, послания. И будешь читать до тех пор, пока не почувствуешь всем сердцем, что вот они, рядом с тобой, тоже кофе пьют с пирожными, спор ведут какой-то богословский. Петр, конечно, проигрывает, сердится немного, говорит: «Все ты, Павел, темнишь», – а Павел ему: «Да это не я темню, а ты не слушаешь!» Потом они повернутся к тебе, и вы начнете говорить о чем-то своем, но ваш разговор уже вовсе не в моей компетенции. Это не будет иллюзией или прелестью, это будет встречей.
В Рим, кстати, ехать необязательно. Достаточно последнего эпизода из моего рассказа. Сядь и почитай про них. В метро, за ужином, под торшером. Вот увидишь, они зайдут к тебе в гости поговорить.
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Православие и Мир
http://voskrcerkov.ru/2019/07/12/40690/
#статьи
Нет комментариев