"Братство осажденных"
Упоительное переживание братства, как правило, возникает в определенных обстоятельствах. И это обстоятельства острого противостояния, когда «братство всех людей» превращается в «боевое братство» одних людей против других. Те, кто пережил этот опыт товарищества – когда люди, которых ты не знал полчаса назад (да и сейчас-то не знаешь), становятся тебе ближе, чем семья, – могут вспоминать его как самый важный и ценный в их жизни, немеркнущий источник смысла и достоинства, что-то, по своей интенсивности напоминающее первую любовь или религиозное обращение.
Этот опыт с большой яркостью проявляется у участников массовых выступлений – революционная эйфория побуждает людей воспринимать себя (и всех своих товарищей) как прекрасных, благих и безусловно правых. Частные конфликты, несовпадающие интересы, «шкурная» забота о себе и своих домашних исчезает в этом упоительном пламени общей борьбы. Светлое будущее видится как безусловно реальное – и уже почти наступившее.
Но у такого экстатического опыта есть ряд темных сторон.
Во-первых, такая эйфория – и гораздо эффективнее, чем эйфория наркотическая – подавляет способность к критической оценке себя и своих соратников. Самые отвратительные (со стороны глядя) акты жестокости видятся как благородное торжество справедливости, самое нелепое безрассудство – как мужественная решимость. Убийцы и психопаты (а они не замедляют явиться) воспринимаются как «наши славные товарищи», всякая критика в адрес которых неуместна.
Во-вторых, это упоительное единство требует врага. Теплое братство людей, поющих «Марсельезу», существует потому, что «на нас тиранов рать идет, поднявши стяг кровавый». Враги снаружи и предатели внутри необходимы для того, чтобы поддерживать энтузиазм. Победа над врагами приводит к разрушению братства – люди возвращаются к обычному режиму жизни, у них обнаруживаются частные интересы и конфликты. Поэтому эйфория «братства» легко переходит в «охоту на ведьм» – враги нужны в любом случае, и если таковых нет, их создают.
В-третьих, то грандиозное предчувствие светлого будущего, которое воодушевляет людей сворачивать горы, не сбывается. Всё идет не так, как должно. Почему? Потому что гениальные прозрения оказались пустыми мечтами, жертвы и подвиги были напрасны? Признать это невозможно, и значит, надо найти другое объяснение. И оно лежит на поверхности – враги и предатели вставляют нам палки в колеса. «Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано». Но врагами оказываются не только противники данного проекта строительства рая на земле – но и его горячие сторонники, которых разоблачают как изменников и двурушников. Сам Робеспьер был казнен своими бывшими соратниками – как и многие «старые большевики» были казнены своими "товарищами".
(Сергей Львович Худиев)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев