⠀
Однажды (в 1887 г.) великий князь Владимир Александрович (брат Александра III), проверяя состояние военных частей в Псковской губернии, был очень поражён красотой местных женщин, которые в знак глубокого почтения кланялись ему, когда он проезжал мимо одной из деревень.
Особо его привлекли их головные уборы, сиявшие золотом. Князю даже показалось, что каждая женская головка подобна солнцу: свет исходил лучами. Дело было летом, на берегу лазурного озера, в ясный солнечный день, поэтому блеск от кокошников, к тому же ещё многократно отражающийся в чистой воде, буквально ослепил благочестивого князя. Он потом много раз с восхищением вспоминал этот момент и с уважением отзывался о русских мастерицах, создающих национальные праздничные костюмы.
Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что и задолго до этого псковские праздничные костюмы были в цене. Например, известно, что именно их "выписывала" для своей коллекции Екатерина II, славившаяся своей требовательностью и капризностью по отношению к одежде.
Речь идёт не просто о кокошнике, а о шишаке, известном примерно с XVI века. От других видов женских головных уборов он отличается необыкновенным украшением надлобной части — шишечками.
По одной из версий, поначалу они символизировали плодородие, поэтому по их количеству можно было узнать, сколько детей у замужней женщины: "Сколько шишек, столько и детишек".
Однако, как свидетельствуют этнографы, к XVIII веку шишечки остались просто необычным, оригинальным декором.
Мастерицы часто соревновались между собой — кто сделает шишечки более высокими ещё и узорными, ещё и побольше да поизящнее их уложит на кокошнике. Самые терпеливые выплетали каждую шишечку из золотого бисера.
Под нижним рядом шишечек пришивали жемчужную или бисерную поднизь (сетку), которая очень красиво прикрывала чело красавицы.
Неотъемлемая часть шишака — верхний убрус (платок, фата). Его изготавливали из очень лёгкой белой ткани, на которой золотыми нитями вышивали розаны. Платок иногда делали такой большой, что его концы доходили до самых пят.
Для шишака шили в пару и праздничный сарафан — обычно из атласа.
Ни с каким другим головным убором этот сарафан не носили.
Неудивительно, что шишак и стоил очень дорого (середина XIX в. — от 2 до 7 тысяч рублей серебром), и, как семейная реликвия, передавался очень бережно из поколения в поколение.
Его надевали на свадьбу, на самые важные праздники, на торжественные мероприятия.
⠀
В начале XX века традиция изготавливать шишаки прервалась. Но традиция торжественно надевать его после венчания на голову молодой красавице в знак её нового статуса в Псковской области ещё долгое время сохранялась — использовали шишаки, переданные по наследству.
Сегодня шишаки или старинные, или даже сотворённые современными мастерицами — гордость многих этнографических музеев.
Русский свадебный кокошник "ШИШАК".По преданию, передаваемому из уст в уста, когда сваха надевала этот убор на новобрачную, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике. Каждая шишка украшалась мелким жемчугом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1