Что такое фарфор и какова история его возникновения? Почему европейцам пришлось заново его изобретать и как появились знаменитые фарфоровые статуэтки? А также как «белое золото» попало в Россию.
Фарфор ещё несколько столетий назад был настолько редким и дорогим материалом, что по праву назывался «белым золотом». Изготовленная из него посуда, украшения, статуэтки, бюсты, пепельницы и другие милые вещицы считались символом богатства и высокого статуса. И всё из-за того, что в Китае секрет получения фарфора много веков держался в строжайшем секрете от иностранцев. Зато когда он попал в руки европейских мастеров в 18-ом веке, они подарили миру изысканные фарфоровые статуэтки.
А в России этот материал появился благодаря Д. И. Виноградову – талантливому химику, которого постигла трагическая судьба.
В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.
Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.
«Белое золото»
Слово «фарфор» пришло к нам из турецкого языка, и означает оно особый вид керамики. Сегодня мы называем так изделия из этого восхитительного материала. Они легки и хрупки настолько, что в тонких местах просвечивают на яркий свет. А при лёгком ударе по ним, слышится высокий мелодичный звон, очень приятный для слуха.
Чтобы получить фарфор, нужно, грубо говоря, смешать растёртые в порошок кварц, полевой шпат, мелкозернистую и белую глины в особых пропорциях, а затем подвергнуть изделие из этой смеси обжигу высокой температурой. Фарфор бывает двух видов: мягкий и твёрдый. Мягким мастера называют керамику, с которой на стадии лепки трудно работать, так как она очень пластичная и легко может потерять форму. Из неё изготовляют статуэтки и прочие милые вещички. Твердым фарфором называют керамику более плотной консистенции, которая достаточно хорошо держит форму при лепке. Из него трудно изготовить мелкие детали, но зато этот фарфор обладает фантастической белизной.
Все изделия из фарфора (кроме бисквитных – фигурок и скульптур «под мрамор») покрывают глазурью. Это особое покрытие, придающее им изумительный стекловидный блеск. Оно наносится для защиты от условий внешней среды, а также в эстетических целях.
За редкими исключениями фарфоровые изделия всегда расписывают. Для этого используют краски на скипидарном масле. Существует надглазурный и подглазурный способ росписи, какой из них лучше – трудно сказать, но первый метод отличается богатым разнообразием используемых цветов. Особым великолепием отличаются краски с добавлением серебра, золота и даже платины. Вы только вообразите себе стоимость вещей, расписанных ими!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев