В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – пищу принимают один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, то есть невареную пищу: хлеб, орехи, сухофрукты, сырые овощи и фрукты, маслины и т.п., «кроме немощи и праздника» (глава 33).
В праздники пост среды и пятницы послабляется следующим образом:
если на среду или пятницу (в монастыре – и на понедельник) выпадают двунадесятые Богородичные праздники (Рождество Богородицы, Успение, Сретение) или великие, например Покров, бденных святых, то поставляется две трапезы в день и разрешается вкушение рыбы. Пост на молочную и мясную пищу сохраняется.
Если на постные дни выпадает средний праздник (полиелейные и со славословием), то совершается две трапезы, причем на первую положено сухоядение, а вечером – вареная пища с елеем. В малые праздники, выпавшие на среду или пятницу (в монастыре – и понедельник) Типикон назначает вкушать одну трапезу в 9-й час (15.00), но разрешает, «егда беда душевная не зрится», вкушать вареную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).
ПОРЯДОК ТРАПЕЗЫ ВНЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ ПОСТОВ.
В непостное время и в непостные дни, т.е. кроме среды и пятницы положено вкушать дважды в день без ограничения в качестве пищи. В Воскресные дни и в Господские двунадесятые праздники на обед полагается три перемены блюда, на ужин – два. В остальные непостные дни – на обед два блюда, на ужин – одно. Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде. Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется.
Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона – удел монашествующих, миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев