Сегодня воплотить в жизнь слова святителя Иоанна Златоуста, поучавшего: «Сделай твой дом Церковью», – особенно трудно. И распадаются семьи не только людей неверующих, но и воцерковленных. Почему такое происходит? Как сохранить семью, как сделать ее действительно Церковью? Как разрешать возникающие конфликты и нестроения? И как воспитать детей благочестивыми и верующими? Об этом мы беседуем с иеромонахом Иовом (Гумеровым).– Отец Иов, на сайт Православие.Ru часто поступают вопросы от верующих христиан, испытывающих проблемы в своей семейной жизни. Казалось бы, серьёзные проблемы не могут поражать многие христианские семьи, однако такие проблемы не только распространены, но и, увы, часто доводят семьи до развода. Что делать христианину, если он чувствует крайнюю неудовлетворенность своим браком? Что, прежде всего, ему нужно сделать, чтобы спасти свой брак?«Нужно стяжать рассуждение, чтобы видеть смягчающие обстоятельства и оправдывать людей»– Прежде всего, надо усиленно молиться, чтобы Господь вразумил и помог увидеть истинные причины семейного неблагополучия. Когда мир в доме нарушен, то ни одна сторона не способна правильно оценивать себя и свое поведение. Возникают и накапливаются обиды, которые застилают мысленные очи супругов. Нужно при оценке причин смиренно брать всю вину на себя, тогда Господь умудрит такого человека. «Невозможно, – говорит преподобный Паисий Святогорец, – не видеть, что делается вокруг тебя. Однако нужно стяжать рассуждение, чтобы видеть смягчающие обстоятельства и оправдывать людей. Тогда ты будешь их видеть в добром состоянии».Ни замечания, ни упреки, ни обиды не могут вернуть семью в доброе состояние доверия и доброжелательности. «Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним, тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь, по апостолу, благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его», – говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский.– Современные браки очень непрочные. Нетрудно понять, почему распадаются семьи неверующих супругов, далеких от духовной жизни. Однако и среди православных далеко не всегда наблюдается семейное благополучие. Какие здесь причины?– Большинство молодых супругов не знают, что взаимных симпатий, влюбленности, потребности в общении – словом, всего того, что определило их взаимный выбор и желание вступить в брак, недостаточно для прочного и полноценного семейного счастья. С того дня, когда они стали мужем и женой, должна начаться особая и трудная работа по созданию семьи как духовно-нравственного организма. Семья для тех, кто желает иметь счастье и постоянную радость, является настоящей школой стяжания важнейших евангельских добродетелей: любви, смирения, мирного духа, дара рассуждения. Все должно быть проникнуто любовью. Именно той любовью, которая, по слову святого апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4–7). Если муж и жена с самого начала своего супружества помнят эту заповедь, данную всем христианам, то они сами будут счастливы и детей научат истинному благочестию.Чаще всего семья разрушается в результате ссор, которые рождаются от гордости и самолюбия. Эти страсти ослепляют человека. После нескольких минут скандала в душе на долгие часы остается горечь.Даже просто доброго нрава и мудрости достаточно, чтобы семейная жизнь не отравлялась скандалами. Сократ не знал Богооткровенной истины, но смог уживаться с женой Ксантиппой, отличавшейся тяжелым, крайне сварливым характером. Однажды она разгневалась, а потом вылила на голову мужа сосуд с помоями. А что Сократ? Развелся? Прогнал жену? Побил? Нет. Он добродушно пошутил: «После такой грозы должен был пойти дождь». Ученик его Алкивиад очень переживал за своего любимого учителя и спрашивал, почему он не прогонит ее. «Потому что, – сказал Сократ, – имея ее, я упражняюсь в терпении и кротости, с которыми я потом выношу дерзости и оскорбления от других. Добрый муж должен исправлять недостатки жены или претерпевать их. Если он их исправит, он создаст себе приятную подругу. Если же он их претерпевает, он работает над усовершенствованием самого себя».Замечай втекающие в душу помыслы Иеромонах Иов (Гумеров)– Как вести себя, если чувствуешь и понимаешь, что любовь прошла, что ты потерял интерес к своему супругу или супруге? Можно ли возродить былую близость отношений?– Необходимо рассмотреть внимательно свою духовную жизнь и постараться увидеть причину потери любви. Чаще всего она заключается в том, что эгоизм вытеснил из нашего сердца способность любить. Любовь может возродиться, но для этого нужна усиленная молитва и немалый духовный труд.– Нужно ли следить за своими мыслями о супруге и, допустим, пресекать все негативные? Насколько это может помочь? Или надо заниматься причиной, а не следствием?– Следить за своими мыслями надо всегда, и не только за теми, что относятся к супругу. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война чрез помыслы: каждое мгновение быть всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью. В противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством – маловерие и неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. 1: 20).
Если один из супругов – неверующий– Есть ли какие-то общие рекомендации, как вести себя супругу, который воцерковился, а его «половинка» в Бога не верит или в Церковь не ходит? Какие ошибки можно тут допустить?Самая распространенная ошибка – упреки в неверии. Нет лучшей проповеди, чем личный пример– Самая распространенная ошибка – упреки в неверии. Нет лучшей проповеди, чем личный пример. Супруга должна увидеть плоды духовной жизни мужа: всегдашнее доброе настроение, радость, заботливость о близких. Нужно взять на себя специальный ежедневный молитвенный труд за мужа/жену. Можно читать акафист Спасителю или Матери Божией.– Церковь благословляет жить и с неверующим супругом. Почему? В чем смысл такого брака?– Благословение это основано на Первом послании апостола Павла к коринфянам: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12–13). Смысл такого брака объясняет святой апостол так: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7: 14).Речь идет о браках, которые возникли тогда, когда оба супруга не были христианами. Если один из них обращался ко Христу, то он не должен был разводиться с неверующей супругой или супругом. Первоверховный апостол надеется, что плодами своей духовной жизни супруг-христианин или супруга-христианка приведет мужа или жену к истинной вере.Семья или Церковь?– Убегая от проблем в отношениях, человек может уйти в церковную жизнь, в книги о духовной жизни, в службы. Казалось бы, это хорошо. Но проблема остается.
Насколько важно женатому/замужней решить проблемы в своей семье?
Если не устроить семью на началах мира и взаимопонимания, то и в духовной жизни не будет преуспеяния– Такое чаще всего случается с недавно воцерковленными. По слову святителя Василия Великого, всякую вещь украшает мера. Если такой человек не устроит семью на началах мира и взаимного понимания, то и в духовной жизни он не будет иметь преуспеяния. Нужно с любовью уметь снисходить к духовным немощам окружающих нас людей, но никогда не идти на поводу у них. Нужно угождать только Богу. Определенным свидетельством того, что мы строим жизнь нашу правильно, является внутреннее удовлетворение, радостное настроение, мир душевный. Средоточием нашей жизни должно быть исполнение евангельских заповедей.– Часто можно услышать такую формулу брака: христианский брак – это муж, жена, а между ними Христос. Как это понимать?– Спаситель сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Эту евангельскую мысль раскрывает святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос».– Воцерковленность – не панацея: разваливаются браки верующих людей, а неверующие доживают вместе до глубокой старости. Есть какой-то секрет, который известен не только христианам?– «Охранение в роде человеческом правильного порядка семейной жизни и семейного счастья, – говорит замечательный проповедник архиепископ Амвросий (Ключарев; 1820–1901), – составляет предмет особого попечения и промышления Божия…
Лучшие мыслители всегда почитали семейства основою человеческих обществ и государств, рассадниками дарований и добрых задатков в молодых поколениях, началом человеческого благосостояния, утешением трудящихся, прибежищем сиротствующих и одиноких, приютом, где живет и хранится тихое и безмятежное счастье человеческого сердца». На протяжении долгой истории человечества прочность семьи поддерживалась благодаря традициям и обычаям, которые разрушены современной цивилизацией, движимой духом потребительства и гедонизма.Когда в семье раздоры– Что делать, если супруг не хочет обсуждать совместную жизнь, не идет на разговор? Насколько вообще важна возможность разговора в семейной жизни?– Семья является единением самых близких людей. Открытость, полное взаимное доверие и желание все согласовывать между собой – признак духовно-нравственного здоровья семьи. «Мы прожили, – пишет Тертуллиан жене, – достаточно долгую жизнь, помогая друг другу разумным советом» (Тертуллиан. К жене. I. 1). Нежелание супруга обсуждать совместную жизнь говорит о возникшем неблагополучии.
Нет комментариев