ПЕРИОД ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА
§ 95. Положение народа в Вавилоне.
Промыслительность пленения
Иудея подверглась трём волнам пленения: первая волна — в 607 г. до Р.Х., когда Навуходоносор II разбил войска фараона Нехао, усмирил и пленил отложившиеся народы Сирии и Палестины, вторая волна — в 600 г., когда пленён был царь Иехония, третья волна пленения, окончательно извергшая иудеев из земли обетованной, последовала в 589 г., когда Навуходоносор сжёг Иерусалим и разрушил храм.
Страна, в которой оказался иудейский народ, представляла собой обширную низменную равнину между реками Евфратом и Тигром.
Вместо привычных глазу живописных гор евреи видели здесь необъятные поля, пересечённые множеством оросительных каналов: трудами многих пленённых народов этот край был превращён в цветущий оазис. Иудейские переселенцы были размещены преимущественно вдоль реки Ховар —
искусственного канала, выходящего
к Вавилону. Многие иудеи оказались в особом квартале столицы.
Как показали современные раскопки, Вавилон был крупнее Фив и Мемфиса в Египте, крупнее Ура и даже Ниневии (площадь города более 10 км2, протяжённость внешней городской стены более 12 км).
По центру города, застроенного трёх - и четырёхэтажными зданиями, по свидетельству историка Геродота, проходили параллельно реке идеально прямые проспекты, вымощенные камнем; их пересекали другие широкие прямые улицы, спускающиеся к воде. Улицы начинались у храмов богов, имена которых они носили, и переходили в дороги, ведущие в те города, где эти боги почитались. В Вавилоне было 55 святилищ главного бога Мардука, 180 алтарей богини Иштар, 53 храма верховных богов и 900 святилищ различных божеств.
В центре города высился главный храм Мардука, вавилонского бога солнца. Близ него, словно к самому солнцу, возносился возведённый ещё в III тысячелетии до Р.Х. зиккурат- семиярусная башня (основание 185 м, высота 90 м) со святилищем на вершине,
в котором, по убеждению вавилонян, жил сам бог Мардук. Эта высокая башня, должно быть, напоминала иудеям о вавилонском столпотворении. В центре города находилось одно из семи чудес
света — дворец Навуходоносора со сказочно прекрасными висячими
садами, которые были созданы по приказу Навуходоносора ради
услаждения его супруги мидянки Амитиды и названы по имени ассирийской царицы Семирамиды, правившей в начале VIII в. Редкие растения со всего света произрастали на обширных террасах, поддерживаемых арками из кирпича. Террасы возвышались одна над другой на многометровую высоту, в опорных столбах были скрыты трубы, по которым вода закачивалась специальными насосами и ручейками орошала сады. Один только этот дворец, обнаруженный
учёными ок. 1900 г., имел размеры Иерусалима.
Пленённые иудеи выполняли чёрные работы на многочисленных постройках в столице, рыли оросительные каналы —
занимались примерно тем же трудом, что и в египетском рабстве, но в Вавилоне их труд не был настолько каторжным. Постепенно евреи получили
право местного самоуправления —
посредством совета старейшин; им
было позволено покупать дома и обзаводиться хозяйством. Вавилон
был крупнейшим центром международной торговли, это позволило
многим иудеям нажить значительные состояния, так что некоторые из них даже стали финансовыми магнатами, кому-то удалось занять видные посты в государстве, при царском дворе.
Одно из пленных еврейских семейств оставило на глиняных табличках свидетельства своего процветания в Вавилоне. Это была фирма «Мурашу и сыновья», организовавшая международный банк.
Фирма страховала грузы при транспортировке (в т. ч. скот), движимое и недвижимое имущество, хранила вклады поручителей за попавших в долговую тюрьму, гарантировала долговечность ювелирных изделий и т.д. С каждой сделки фирма получала двадцать процентов прибыли, процветая в Вавилоне более 150 лет.
Уже через несколько десятилетий Вавилон стал для разбогатевших иудеев второй родиной, и они начали забывать своё отечество, но для простого народа память об Иерусалиме и храме Божием оставалась священной. После дневных работ на каналах евреи садились
при этих «реках вавилонских» и плакали о своей родине, Иерусалиме и разрушенном доме Божием (Пс 136). Как некогда возведение храма способствовало возвышению благочестия, так теперь его разрушение подвигло народ к смирению и ревностному богопочитанию.
Тогда как пленённые израильтяне утратили остатки истинного богопочитания, расселились и исчезли среди языческих народов ассиро-вавилонского царства, иудеи старались хранить веру отцов, поселяться вместе и соблюдать древние богоустановленные обычаи.
Многие иудеи остались в плену теми же грешниками, какими они были и в период разделённого царства, но для части иудеев плен послужил очищающим пламенем. В плену лучшие представители народа твёрдо осознали, что вся надежда и сила иудеев — в избравшем народ Боге, в неуклонном соблюдении Его заповедей; в Вавилоне
они стали соблюдать субботу и все другие религиозные праздники и установления с особой тщательностью.
Вдали от родных земель, без храма, богослужения и жертв в иудеях с особенной силой возгорелась любовь к своей религии и преданность Яхве, каждую субботу и даже чаще они стали собираться в домах священников для совместных молений, духовных
песнопений, чтения Закона и Пророков. Так зародились синагоги (собрания). В синагогах не было храмовых богослужений и жертв, для которых Яхве определил единственное место на земле
— Иерусалимский храм. Среди язычников Вавилона еврейский народ сильнее, чем когда-либо, испытал раскаяние в своей неверности Яхве.
В языческом рабстве евреи решительно отринули идолопоклонство, оно им настолько опротивело, что в дальнейшей их истории этот грех уже не упоминался.
Большинство иудеев скоро забыли свой язык, его знание сохранялось только среди священников и появившихся в народе книжников, собиравших и систематизировавших духовное наследие. Многие свитки Священного Писания иудеям удалось вынести из горящего Иерусалимского храма, но значительную часть текстов пришлось
восстанавливать по памяти в течение всего пленения.
В уничижении плена иудеи стали более чувствительны к страданиям ближних, в значительной степени избавились от пагубной гордыни.
В руках Божиих вавилонский плен послужил действенным средством
исцеления и духовного преображения иудейского народа. Возрождению
духовной жизни много способствовали посланные Господом пророки.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев