Матвей Ганапольский
Некоторые особи настолько преуспели в этом искусстве, что мимикрируют не только индивидуально, но и целыми группами. Например, телеканал «Прямой» ловко имитирует черты оппозиционного и независимого «хищника», тогда как на самом деле является обычным симбионтом* действующей власти.
Напомним, как начиналась жизнь этого организма, который появился на свет относительно недавно, в символическую дату — 24 августа 2017 г. Как бабочка вылупляется из куколки, так и «Прямой» «вылупился» из канала «Тонис» путем полного ребрендинга, смены названия и приглашения к себе ведущих лиц украинской журналистики с российским пробегом — Евгения Киселева и Матвея Ганапольского. К ним присоединились такие столпы и столпики, как Микола Вересень, Тарас Березовец, Каролина Ашион и другие. Руководил запуском канала продюсер Алексей Семенов, покинувший ради этого предыдущее место работы на NewsOne.
Тогда новосозданный канал производил впечатление, мягко говоря, провластного. Не такого, конечно, как «Пятый», но недалеко от него ушедшего. Не случайно в январе 2017 г. «Украинская правда» написала со ссылкой на свои источники, что куратором приобретения «Тониса» является близкий соратник Петра Порошенко Игорь Кононенко, а экс-«регионал» Владимир Макеенко выступает в роли посредника, так как у него самого нет подобных возможностей.
Неизвестно, правда ли это, но поверить в эту информацию было нетрудно. Чего стоит хотя бы «случайное» интервью Матвея Ганапольского с президентом страны на Всемирном конгрессе украинцев в первые дни работы «Прямого» или его же фразы о том, что «Порошенко самый лучший, он президент, и мы ему желаем всего самого лучшего».
«Порохоботы» как знамя критики
Однако за прошедший год с небольшим на канале произошли серьезные перемены. Человек, который впервые включил «Прямой» после большого перерыва, вряд ли узнал бы его. Коллектив ведущих и экспертов стал гораздо критичнее к действующей власти и президенту. Часто они весьма остры на язык, используют протестную риторику и даже бойкие словечки вроде «порохоботов», когда говорят о сторонниках гаранта. Выступления провластных экспертов и политиков ведущие сопровождают скептическими усмешками и язвительными комментариями. В общем, налицо настоящая оппозиционность, да еще и перед президентскими выборами!
Но если присмотреться повнимательней, то становится очевидно, что все это — лишь внешний эффект, как глаза какой-нибудь страшной птицы, нарисованные на крыльях безобидной бабочки. Суть же не меняется. Зато форма — очень даже. Похоже, что команда «Прямого» проанализировала первые результаты канала и поняла, что времена газеты «Не дай Бог», издававшейся в России перед выборами 1996 г. и посвященной критике Компартии, давно прошли. Избиратель стал опытнее, и в то время как действующий президент лидирует среди всех политиков по антирейтингу, который превышает 50%, хвалебные оды в его честь воспринимаются не очень хорошо.
Зато критика идет на ура. И, как ни парадоксально, в обертке этой критики электорату можно подать нужную повестку так, что он и не заметит. Достаточно посмотреть на последние эфиры «Прямого», чтобы убедиться в том, что это так. Например, в последние недели, наверное, 60—70% времени всех ток-шоу и передач были посвящены томосу и объединению украинских церквей. И хотя, безусловно, это действительно было темой номер один, другие вопросы с политической повестки дня от этого не исчезли. Но в эфире «Прямого» обнаружить их было трудно.
Второй темой для обсуждений стал отказ Верховной Рады отменять мораторий на продажу земли до новогодних каникул. И снова здесь и ведущие, и большинство экспертов были единодушны: отменять надо, а все, кто думает иначе, — просто ретрограды и отставшие от жизни люди. По странному совпадению еще в мае 2018 г. Петр Порошенко поддержал отмену моратория на продажу земли. По его словам, «запрет сдерживает инвестиции, тормозит развитие аграрного рынка, лишает значительное количество граждан Украины возможности реализовать свое конституционное право распоряжаться своей земельной собственностью».
Ну и, конечно, нельзя забывать о набирающей актуальность теме предстоящих президентских выборов. Действующего гаранта вроде бы критикуют наравне с другими кандидатами, но только критика именно в его адрес какая-то поверхностная и не по существу. Вот, например, ролик из ток-шоу «Прямой эфир» со Светланой Орловской и Миколой Вереснем, выложенный на YouTube-канале «Прямого» под названием «Игорь Побер пояснил, почему следующим президентом Украины будет Петр Порошенко».
«Следующим президентом будет Петр», — как и обещано в названии, заявляет Побер. «Петр Симоненко?» — со смехом парирует скептичный Вересень, после чего говорит, что гость работает на Порошенко, поэтому его слова пристрастны. Но по сути сказанного ни ведущий, ни его коллега ничего не возражают. Вот такая вроде бы критика без критики как таковой. Зато с завидной регулярностью звучит лейтмотив о том, что судить нужно по делам, а они якобы есть только у нынешнего президента. Зато уж все остальные — и газовые контракты подписывали, и на Россию работали, или вообще певцы и актеры, а это совсем не то же самое, что кондитеры.
Это просто бздур какой-то
Пожалуй, самый характерный пример этого занимательного феномена можно было наблюдать в свежей передаче «Эхо Украины» с Матвеем Ганапольским, посвященной выборам в объединенные территориальные громады (ОТГ), которые проходили 23 декабря в 13 областях и 78 общинах. По данным Комитета избирателей Украины, победу в выборах одержал Блок Петра Порошенко, который получил 30 глав ОТГ, или 38,5% общего количества. «Батькивщина» смогла провести только пять глав (6,5%), правда, партия утверждает, что победила по числу депутатов, но тут официальных данных пока нет.
Матвей Ганапольский вместе с приглашенным в студию экспертом обсуждал эти результаты. Но вместо того, чтобы поздравить президентский блок с победой или радоваться таким итогам, ведущий пошел от противного. Он был крайне удивлен результатами и просил эксперта Николая Давидюка пояснить ему и зрителям, как же так получилось.
«Мы знаем, что Ляшко — это села и маленькие городки. И Тимошенко тоже развернута туда. Когда она говорит, что она за НАТО и Европу — это ей сказали: «Смотри, Порошенко за НАТО и Европу, а ты почему не за НАТО?» И она говорит: «Ну, давай напишем, что и я за НАТО и Европу, и кто ее знает, за что она, за Европу или за Москву», — таков «политологический анализ» 80-го уровня от Матвея Ганапольского.
Нет комментариев