Таким образом, представители рода Куликовских оставили заметный след в жизни нашего города, но к символике первого Харьковского герба их родовой герб не имеет отношения. Родовым гербом Куликовских был старинный герб «дрогомир»: на красном поле щита три скрепленные между собой бегущие ноги, закованные в латы и оснащенные шпорами. Как видим, герб рода Куликовских не имеет ничего общего с изображением, помещенным на первом Харьковском гербе.Девятым Харьковским полковником был Григорий Семенович Квитка. Он возглавлял Харьковский полк с 1714 по 1734 г. По сообщению Ильи Ивановича Квитки, автора «Записок о Слободских полках с начала их поселения по 1766 г.», изданных в Харькове в 1883 г., дед Григория Семеновича Квитки — Афанасий Квитка переселился в Левобережную Украину в первой половине XVII в. и служил полковником в Гадяцком полку. Сын его Семен Афанасьевич Квитка переселился в Харьков в 1666 г., сначала служил сотником, а затем полковым судьей. Внук Афанасия Григорий Семенович также служил в Харьковском полку и был одним из самых уважаемых в полку людей. Еще не будучи полковником Харьковского полка, он в 1708 г. принимал в своем доме Петра I. Полковником его назначили по именному указу царя в 1714 г. Возглавлял полк он в течение 20 лет. Род Квиток берет свои корни из Польского шляхетства. К сожалению, нам не удалось разыскать документы, на которых был бы помещен герб Квиток. Изображение родового герба Квиток сохранилось только на мраморной плите, установленной на могиле писателя Григория Федоровича Квитки-Основьяненко. Мраморная плита простояла более 150 лет, и вырубленное на ней изображение под влиянием времени и кислотных дождей потеряло свою первоначальную четкость. Однако, применяя специальные методы фотографирования, нам удалось получить некоторые представления о гербе Квиток, а именно: на плите изображен щит, все поле разделено на шесть равных частей, и в каждой из них помещены различные геральдические символы. Хорошо различимы только некоторые из них: это рука в верхнем левом секторе и бегущая лошадь в правом центральном секторе. Остальные четыре изображения расшифровать не удалось. Но и без детальной расшифровки видно, что герб рода Квиток не похож на первый Харьковский герб, а его членение на шесть частей говорит о сложной родословной легенде.Десятым Харьковским полковником был Степан Иванович Тевяшов, который возглавлял полк с 1734 по 1757 г. Его отец Иван Иванович Тевяшов был полковником Острогожского Слободского казачьего полка. В Харьков С.И. Тевяшов был направлен Государственной Военной коллегией и по докладу последней в 1757 г. был отправлен в отставку — более высоким чином бригадира*.* В утвержденном Петром I «Табели о рангах» в армейской пехоте и кавалерии все военные звания делились на четырнадцать классов от генерал-фельдмаршала — I класс, до фендерика — XIV класс. Полковник относился VI классу, бригадир — к V, генерал-майор — к IV и т.д.Род Тевяшовых берет свои корни из Золотой Орды. Родоначальником был некий Ордыхозя, который перешел служить Великому князю Московскому Василию Дмитриевичу (1389-1425 гг.). После крещения Ордыхозя назвали библейским именем Азарий. Одного из внуков Азария звали Тевяшем, и от него пошел род Тевяшовых. В 1508 г. за верную службу Ивану Никитичу Тевяшову отец Ивана Грозного Василий Иванович пожаловал грамоту на вотчину, т.е. на родовое, наследственное землевладение.Вот как описывает герб рода Тевяшовых «Общий гербовик Дворянских родов Всероссийской империи»: «в щите, разделенном на двое, в верхнем красном поле изображен золотой крест, и по сторонам его по одной шестиугольной такого же металла звезде. Под ними находится серебряная городская стена, а через оную вниз летящая стрела вонзена в серебряную луну, означенную в голубом поле...».
Источник:
science-techno.ru
Гербы города Харькова времен Российской Империи (1781-1917 гг.)
Саратов И.Е.В этой части нашего повествования мы сопоставим основные этапы развития российской городской геральдики с видоизменениями харьковских гербов.Петровские реформы потребовали от государства огромных усилий и тотальной мобилизации служилых людей. Поэтому тщательный учет дворян для несения гражданской и военной службы стал делом государственной важности. Вот почему при Правительственном Сенате появился Департамент герольдии с герольдмейстером С.А. Колычевым и Франциском Санти в качестве помощника герольдмейстера.Усилиями талантливого и трудолюбивого Франциска Санти было начато новое для России дело — городское герботворчество, необходимое для эмблем полковых знамен (военные реформы Петра I) и для печатей судебных учреждений (судебные реформы). После ареста графа Санти в 1727 г. центр тяжести российского герботворчества перемещается в Военную коллегию и Академию наук. Несмотря на то, что Санти сочинил около 140 городских гербов — харьковского герба среди них нет.Дальнейшие работы по сочинению эмблем для полковых знамен проводились под руководством графа Христофора Миниха. Граф Миних активно занимался делами Военной коллегии, под его руководством живописец Андрей Баранов в 1729 г. подготовил гербовник, в который вошли рисунки для знамен 85 полков. Из Военной коллегии в октябре 1729 г. гербовник поступил на рассмотрение Верховного тайного совета, а в начале 1730 г. Военной коллегии было отдано распоряжение изготовить полковые знамена с гербами, рисунки которых исполнены по ее заказу. Во времена правления императрицы Анны Иоановны (1730-1740 гг.) граф Миних был назначен в 1731 г. председателем особой комиссии, ставившей своей целью упорядочить состояние российского войска и изыскать меры по его содержанию. В этом звании X. Миних ввел новый порядок для гвардии, полевых и гарнизонных полков, образовал два новых гвардейских полка — Измайловский и конной гвардии, завел кирасиров (тяжелая кавалерия, носившая кирасы — металлические латы для защиты груди и спины), отделил инженерную часть от артиллерийской, руководил переобмундированием армии.Среди специалистов этот гербовник получил название гербовника Миниха. Однако и среди Миниховских эмблем нет знамен слободских полков. Мы говорим об этом с уверенностью, так как если бы такие эмблемы были, то князю А.И. Шаховскому, инспектировавшему слободские полки в 1734 г., не нужно было бы обращаться в Сенат с представлением о необходимости сочинения гербов для знамен этих полков.В ответ на представление князя А.И. Шаховского 31.07.1734 г. вышел правительственный Указ, предписывающий, «... каким гербам быть, оные велено сочинить в Военной коллегии и герольдмейстеру ..., також и на полковых печатях вырезать гербы того ж определения...».Беспомощность Герольдмейстерской конторы после ареста Франциска Санти в деле составления гербов заставила Военную коллегию поручить разработку гербов на знамена слободских полков Академии наук. Последняя до этой поры не занималась герботворчеством, но гербы как таковые находились в поле ее зрения. С 1726 г. в Академии наук существовала кафедра геральдики, возглавляемая доктором И.С. Бекенштейном, который обучал студентов «геральдической науке». Но, как признавался сам Бекенштейн, «... я в сем деле великим искусством хвалиться не могу, понеже я никогда особливого старания к геральдике не имел...».Несмотря на скудные, по его личному признанию, познания в геральдическом искусстве, Бекенштейн между тем, вероятно, за неимением более сведущего человека, был главным консультантом по вопросу эмблем и символов. С 1727 г. он начал работать над книгой по геральдике, и в 1731 г. эта книга вышла в С.-Петербурге на немецком языке. Кроме написания этой книги, Бекенштейн участвовал в составлении проектов торжественной иллюминации, давал рекомендации по поводу изображения символических фигур, украшающих здание Академии наук, исполнял рисунки печатей, участвовал в создании знамен для морских полков и др. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ему было поручено создать гербы для знамен слободских полков. Бекенштейн старательно выполнил эту работу, используя какие-то неизвестные описания городов Сумы, Харьков, Изюм, Ахтырка и Острогожск. По-видимому, описания этих городов были настолько невыразительными, что сам Бекенштейн по этому поводу писал, что он «... очень мало полезного увидел, потому что о первом тамошнем городе (Сумах. — прим. авт.) немного упомянуто, а о прочих четырех объявляется, что они в таких же обстоятельствах находятся, что и первый...». Кроме этого, Бекенштейн имел в своем распоряжении пять тетрадей рисунков полковых и сотенных знамен, присланных от князя А.И. Шаховского с Украины. На некоторых знаменах изображались гербы. По поводу последних Бекенштейн сделал заключение, что они происходят от польских фамилий и усомнился в возможности их помещения на новых знаменах.Князь Шаховской был хорошо знаком со слободскими полками. Он первый пытался изменить традиции слобожан при формировании полков и внести на Слободской Украине порядки, действовавшие в Российской регулярной армии. Еще во времена правления Екатерины I (1725-1727 гг.) Слободская Украина перешла в ведомство Военной коллегии, а в 1732 г. генерал-майору князю Шаховскому было поручено «привести состояние слободских казаков в лучший порядок».Шаховской поселился в Сумах и разместил там канцелярию комиссии учреждения слободских казаков. Очевидно, в это время были составлены те пять тетрадей с рисунками полковых и сотенных знамен слободских полков, которые попали к Бекенштейну. К сожалению, нам не удалось обнаружить эти тетради, безусловно, хранящие тайну герба города Харькова в его полковой период.14 ноября 1734 г. гербы, сочиненные Бекенштейном, из Академии наук были отосланы в Военную коллегию. Бекенштейн старался их составить, исходя из присланных ему «... ведомостей о городах». Например, «...О городе Сумы написано, что он сделан земляной на гористом месте, чего ради можно башни на горе представить, за которую две сабли накрест положенные видны, или несколько на холмиках поставленных знамен, или такожде орла на горе сидящего...». Для города Сумы Бекенштейн предлагал 14 вариантов герба, которые он сочинил, используя сведения о местоположении города, природных условиях, видах произрастающих там лесных и садовых деревьев и кустарников и др. Любой из этих гербов, по мнению Бекенштейна, мог быть утвержден.Следующая серия гербов, предлагаемых Бекенштейном для знамен слободских полков, была связана с названием городов: «...Острог называется палисадами окруженное место. Чего ради можно представить стену из палисадов, над которою государственный орел изображен (для города Острогожска. — прим. авт)... По наименованию города Изюма можно употребить виноградные кисти или человека, одною рукою на плече саблю, а другою виноградную кисть держащего». Для Харькова предлагался герб с изображением двух хорей (хорьков). Этот герб не был принят и никогда не использовался, поскольку и тогда было очевидно, что происхождение названия города Харьков не имеет никакого отношения к хорям.Насколько мало знал Бекенштейн о слободских полках и городах, в которых они располагались, говорит тот факт, что уже окончив работу по проекту гербов, он получает сведения, что эти города служат форпостами для защиты границ Российского государства от набегов крымских ханов и ногайских мурз. После этого Бекенштейн предложил еще несколько вариантов гербов: закрытые ворота, защищаемые двумя стоящими по обеим сторонам вооруженными людьми; пирамида с государственным орлом и двумя накрест положенными саблями; стоящий на горе щит, за которым два копья накрест положены; рейтер между двумя горами; две поднятые руки, левая — с железами, а правая с мечом «для изъявления тому, что татарское порабощение саблею отвращается» (предлагалось для герба Харькова). Всего Бекенштейн представил на рассмотрение Военной коллегии 41 рисунок гербов. Военная коллегия 25 апреля 1735 г. передала их на утверждение в Кабинет ее Императорского Величества. Однако чиновники Кабинета сочли, что в работу необходимо внести поправки на тех гербах, которые были выбраны для утверждения, а именно: «... в Сумском две сабли синей краской неприлично, того ради надлежит те сабли написать белой краской...».
«... в Ахтырском в белом поле казак на белой лошади, что також неприлично, вместо этого — лошадь черная или желтая...»,
«... в Изюмском на казаке весьма платье длинное... а надобно написать платье покороче...».
«... в Харьковском в белом поле две руки, в том числе одна с черной саблей, вместо этого — поле желтое, саблю белую...».Новые гербы для слободских полков сочиняла не только Академия наук в лице Бекенштейна. В.В. Иванов в своей статье «Знамена Слободских полков» пишет о попытке военной коллегии в июле 1734 г. «по правилам герольдии» ввести на знамена пяти слободских полков новые эмблемы, соответствующие названиям городов, где эти полки располагались.По замыслу Миниха, на круглом геральдическом щите, разделенном пополам, в верхней части щита на голубом поле для всех пяти полков должен быть помещен вензель (начальные буквы собственных имен, переплетенные и образующие красивый узор) Анны Иоановны, увенчанный императорскою короною и окруженный пальмовыми и лавровыми листьями по бокам. В нижней части геральдического щита для каждого полка поместить символы, связующие эмблему с главными городами. Так, для Харьковского полка на красном поле зверь «Харь» по названию города Харькова; для Изюмского полка — на белом поле виноградная кисть по названию города Изюма; для Сумского полка — на красном поле патронная сумка по названию города Сум, а на сумке лебедь по названию города Лебедина — второго по значимости города в Сумском полку; для Ахтырского полка — на зеленом поле крепость по имени города Городня — главного по значимости города в Ахтырском полку; для Острогожского полка — на желтом поле рыба с острогою над головой по названию города Острогожска. Однако еще не найдены документы, подтверждающие, что эти эмблемы находились на знаменах слободских полков.Из переписки Военной коллегии с Герольдмейстерской конторой последующих лет следует, что еще в 1751 г. в проектах гербов для знамен слободских полков не было сделано никаких исправлений. Нет также сведений об утверждении этих проектов верховной властью. И даже после 1751 г. в журнале Герольдмейстерской конторы сохранилась запись, в которой говорилось, что из Военной коллегии в Герольдмейстерскую контору не прислано для исправления до сих пор никаких рисунков гербов слободским полкам, «... из чего видно, что оные ей не надобны...».Второй герб ХарьковаНеизвестно, сколько бы еще ходили рисунки Бекенштейна в лабиринте чиновничьих коридоров, но в начале 70-х годов Военная коллегия издала распоряжение об изготовлении 35 полковых знамен. Распоряжение было адресовано князю Михаилу Михайловичу Щербатову, который возглавлял Герольдическую контору с 1771 г. М.М. Щербатов, автор 15-томной «Истории России», показал себя сведущим в вопросах геральдики. В 1775 г. увидел свет подготовленный им в соответствии с распоряжением Военной коллегии знаменитый «Гербовник Щербатова», где приведены 35 рисунков полковых гербов. Под рисунками стоит личная подпись князя Щербатова. Для харьковчан «Гербовник Щербатова» знаменателен тем, что в нем среди эмблем других полковых гербов впервые введены в обиход изображения харьковского, сумского, изюмского, ахтырского и острогожского гербов. Мы говорим «впервые» потому, что в тех случаях, когда эмблема какого-либо города уже существовала, М.М. Щербатов делал такую пометку: «Сей герб находился уже прежде сделанный в Геральдии». Под харьковским полковым гербом и гербами других городов слободских полков такой пометки не было.В начале 1776 г. гербы, вошедшие в «Гербовник Щербатова», были назначены Военной коллегией в полки для помещения их на знаменах.Герб Харьковского полка. 1775 г.Эмблема харьковского полкового герба представляла геральдический щит французской формы, на зеленом поле которого были изображены рог изобилия с плодами, цветами и кадуцеем, который называют еще жезлом бога Меркурия.Символы рога изобилия и кадуцея хорошо известны в античной мифологии. Римский поэт Овидий Назон (43 г. до н.э. — 17 г. н.э.) в поэтическом цикле «Фасты» (фасты — дословно календарь, где Овидий по дням года описывал события, приходящиеся на каждый день) так рассказал о происхождении рога изобилия. Коварный Крон (всепоглощающее время) низверг своего отца Урана (небо) и стал править Вселенной. Боясь, что его дети также свергнут его, он пожирал их. Его жена Рея, не желая потерять последнего ребенка, подсунула ему плоский камень, обернутый в детские пеленки, который Крон и проглотил.Младшего сына — Зевса — Рея спрятала в пещере на острове Крит. Зевса растили две нимфы — Адрастея и Идея, вскармливая его молоком божественной козы Амальтеи. Однажды, прыгая со скалы, коза Амальтея зацепилась за ветку дерева и сломала один рог. Нимфы, найдя рог, использовали его как сосуд, из которого Зевс пил козье молоко. Позже, когда Зевс стал взрослым, нимфы подарили ему этот рог, наполненный сладкими плодами. Благодарный Зевс вернул рог нимфам с обещанием, что они всегда найдут в роге все, что пожелают, и рог стал называться рогом Изобилия. В переносном смысле рог изобилия — это символ богатства и достатка. В гербе Харьковского слободского полка он был символом богатства края (плодородные черноземные земли, леса, многочисленные реки, умеренно теплый климат).Кадуцей — это посох, жезл древнегреческого бога Гермеса и его древнеримского двойника Меркурия, которые в мифологии считались покровителями путешественников и купцов, были богами-покровителями торговли.Кадуцей имел вид короткой позолоченной палицы, увенчанной с одного конца крыльями и обвитой на всей длине двумя змеями. Первоначально кадуцей был атрибутом вестника олимпийских богов Гермеса и его древнеримского двойника Меркурия. Гермес был глашатаем воли Зевса, чем объясняется окрыленность его кадуцея. Позже кадуцей, подобно современному белому флагу, был атрибутом парламентеров, посылавшихся в неприятельский лагерь. Кадуцей держали в руках герольды, распоряжавшиеся турнирами и дворцовыми церемониями. Герольд, держащий в руках кадуцей, был при коронации последнего российского императора.Что касается двух змей, обвивающих кадуцей, то это символ силы произрастания, здоровья. Дело в том, что Гермес был также богом-покровителем овец и пастбищ. Как символ здоровья, мы встречаем изображение змей у бога врачебного искусства Эскулапа и у Афины как богини-исцелительницы.С развитием торговых отношений кадуцей становится символом торговли и часто изображается на различных фирменных документах и вывесках, на фасадах различных бирж и торговых домов.На гербе Харьковского слободского полка кадуцей был изображен не случайно. Еще в 1659 г., т.е. в первой пятилетке существования Харькова его жители во главе с атаманом Тимофеем Лавриновым, «сотники и все рядовые черкасы всем городом» просили у царя разрешения на открытие в Харькове ярмарочной торговли. В ответ на эту челобитную харьковскому воеводе Ивану Офросимову пришла из Москвы царская грамота, датированная 5 августа 1659 г. В ней писалось: «…Били челом нам, Великому Государю, харьковские черкасы атаман Тимофей Лавринов со товарищи всем городом, чтоб... велеть в Харьков съезжаться на ярмарку и торговать тутошним и разных городов приезжим всяким людям безпенно ежелеть в Успеньеве дни. И как к тебе ся наша грамота придет и ты б харьковским черкасам и разных городов приезжим людям всякий товары в Харькове на тот срок торговать велели да и в неделю по четвергам торговать...». Это было в середине XVII в., а во второй половине XVIII в., когда князь М.М. Щербатов сочинял свой знаменитый гербовник, Харьков стал одним из крупных торговых центров Российского государства, славился своими ярмарками. Наибольшими харьковскими ярмарками были: крещенская, которая продолжалась почти весь январь; троицкая — 15 дней в июне; успенская — 20 дней в августе и покровская — 17 дней в октябре.В «Топографическом описании Харьковского наместничества», увидевшему свет в 1785 г., т.е. почти в одно и то же время, что и гербовник Щербатова, о харьковских ярмарках сказано: «...Бывают в Харькове в год четыре ярмарки... и продолжаются каждая дней по 20, которыя могут назваться первой степени тем, что на оныя привозят многие иностранцы разного звания и из прочих великороссийских городов сукна аглицкие тонкие, парчи, штофы (ткань для обивки мебели и занавесей), тафты (тонкая глянцевидная шелковая ткань), плисы (хлопчатобумажный бархат), платки и прочие шелковые и суконные материи, полотна, москотинные (теперь москательные товары: клей, краски, олифа и др.), овощные, щепетинные (мелкие изделия из металла: иголки, кольца и др.) и галантерейные товары также и из соседственных с сей губернией наместничеств, городов и округ; а равно и Харьковского наместничества из городов и округ съезжаются многочисленные количества народа и привозят в деле и не в деле меди, железо и чугун, хрустальную и стеклянную посуду, волжскую, донскую и днепровскую рыбы и икры, пригоняют лошадей, рогатый и мелкий скот, соленое и топленое сало, выделанные и сырые лошадиные и говяжьи кожи, овчины, куртяки (шкурки ягнят) или смушки, заячьи и прочия звериные невыделанные меха, овчинные шубы как калмыцкаго, так и украинского шитья, серемяжную самоделку, суконные кафтаны, жестяные ковры овечей шерсти, воск, мед, деревянную всякого звания посуду, лен, российских рукоделий холст, рогожи, конопляное масло, деготь, бечеву разной толщины, сушеные овощи и прочее...». Привозили товары и из дальних городов — Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Астрахани, Стамбула, Лейпцига, Гданьска, Варшавы и др.Как видно из описания эмблем, вошедших в герб Харьковского полка, ничего лишнего, что не было бы свойственно нашему городу, в нем нет. Может быть, именно поэтому Щербатовский вариант полкового герба был повторен через 6 лет при утверждении Екатериной II герба города Харькова. Но сделал это уже не князь М.М. Щербатов, а действительный статский советник А.А. Волков, занявший должность герольдмейстера в 1779 г.Следует сказать, что 80-е годы XVIII в. были годами «поточного» изготовления сотен городских гербов российской империи, о чем свидетельствуют многочисленные указы Сената и собственноручное утверждение гербов императрицей Екатериной II.
В эти годы в Герольдмейстерской конторе были подготовлены проекты гербов городов Харьковского наместничества, затем они были переданы в Сенат для рассмотрения и после его одобрения представлены Екатерине II для утверждения.Вот так выглядело описание Харьковского герба, представленного Сенатом для утверждения Екатерине II: «В зеленом поле положенные крестообразно рог изобилия с находящимися в нем плодами и цветами и кадуцея или Меркуриев жезл, изъявляющие как изобилие окружных стран того города, так и торговлю, производимую на бывающей там знатной ярмарке. Старый герб».Гербы городов Харьковского наместничества21.09.1781 г. Екатерина II резолюцией «Быть по сему» утвердила гербы городов Харьковского наместничества — Харькова, Сум, Изюма, Ахтырки, Острогожска, Чугуева, Валок, Волчанска, Краснокутска, Богодухова, Мирополья, Белополья, Золочева, Лебедина, Хотмыжска и Недригайлова.При этом все городские гербы Харьковского наместничества делились на две группы. В первую группу вошли так называемые «старые» гербы, эмблемы которых были заимствованы из гербовника полковых знамен князя М.М. Щербатова, а также из герба, помещенного на знамени Чугуевского конного казачьего полка (герб утвержден в качестве полкового еще 14.03.1752 г.). В каждом из описаний этих гербов сделана приписка «старый герб». Другую группу составляли гербы уездных городов Харьковского наместничества — Белополья, Богодухова, Валок, Волчанска, Золочева, Краснокутска, Лебедина, Мирополья, Недригайлова и Хотмыжска.Характерной особенностью гербов городов второй группы являлось деление гербового щита на две половины: в верхней половине было помещено изображение рога изобилия и кадуцея, т.е. изображение герба Харькова как центра наместничества. Изображения герба Харькова 1781 г.Это обозначало принадлежность уездного города именно к Харьковскому наместничеству. В нижней части геральдического щита изображались символы, входящие в герб самого уездного города: на гербах Валок и Недригайлова - сливы, Золочева - груши, Краснокутска - черешни, Богодухова - тернового дерева с плодами, Мирополья - ветки маслины, Белополья - водяных мельниц, Хотмыжска - плуга, Лебедина - лебедя, Волчанска - бегущего волка.Специалисты западноевропейской геральдической науки считали такое членение щита нарушением геральдических правил, но «с легкой руки» товарища герольдмейстера И.И. фон Эндена это новшество нашло место в ряде гербов русских городов, а со времени работы в герольдмейстерской конторе А.А. Волкова это стало правилом при сочинении всех новых гербов для уездных городов.Утвержденные Екатериной II городские гербы Харьковского наместничества с описанием и рисунками каждого герба были направлены в Харьковское наместническое правление.Третий герб Харькова97 лет просуществовал второй Харьковский герб. И, может быть, существовал бы и дальше, но управляющий герольдической конторой барон Б.В. Кене увидел в эмблеме «рога изобилия» негеральдическую фигуру. Используя данную ему власть, Кене решительно менял гербы, где, по его мнению, были помещены негеральдические фигуры. Так, герб города Новая Ладога, включающий в себя два перекрещенных рога изобилия, также претерпел изменения: два скрещенных рога изобилия были заменены двумя скрещенными хлебными колосьями. Именно по этой причине 05.07.1878 г. правительственным указом был утвержден новый, третий по счету, герб города Харькова. На этом гербе рог изобилия и кадуцей были заменены новыми фигурами — головой лошади, шестиконечной звездой и двумя золотыми монетами. Вот как звучало описание нового Харьковского герба, автором которого был барон Б.В. Кене: «В серебряном щите черная оторванная конская голова, с червлеными глазами и языком; в червленой (красной) главе щита золотая о шести лучах звезда между золотыми византийскими монетами. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентой».Что же обозначали символы, помещенные Б.В. Кене на новом Харьковском гербе?Герб Харькова, утверждённый в 1878 г.Две золотые византийские монеты на гербе Харькова были новыми символами богатства города и его торговли. Во второй половине XIX в. в Харькове было уже не 4, а 5 ярмарок. Обороты этих ярмарок оценивались многими десятками миллионов рублей. Харьковские ярмарки можно было сравнить только со знаменитыми всероссийскими ярмарками Нижнего Новгорода.Примечателен и другой символ, помещенный на новом Харьковском гербе, — золотая звезда о шести лучах.По нашему мнению, золотая путеводная звезда зажглась на Харьковском небосклоне, когда князь М.М. Голицын уговорил Белгородского епископа Епифания Тихорского перевести из Белгорода в Харьков архиерейскую школу, которая получила название Харьковского коллегиума.Харьковский коллегиум принадлежал к лучшим духовным заведениям того времени. Он значительно расширил образовательную сферу своей деятельности, введя «прибавочные классы» для дворянских детей, где преподавались математика, физика, география, французский и немецкий языки и многие «светские предметы».Харьковский коллегиум создал прочный фундамент для основания Харьковского университета: 20 из первых 57 студентов нового университета были набраны из учащихся коллегиума. Основание университета сделало Харьков центром огромного учебного округа, куда входили 14 губерний. На свет харьковской университетской звезды тянулись прогрессивные молодые люди Курской, Орловской, Воронежской и Тамбовской губерний, расположенных севернее Харькова; Черниговской, Киевской, Полтавской, Екатеринославской и Херсонской губерний, расположенных западнее Харькова; Таврийской губернии, Крыма, Области войска Донского и Кавказа на юге. Мы полагаем, что 30 современных университетов и академий Харькова и более 100 научно-исследовательских и проектных институтов обязаны своим существованием свету золотой звезды, взошедшей на Харьковском небосклоне в 1726 г. при учреждении Харьковского коллегиума и засиявшей во всю мощь звезды первой величины после основания Харьковского университета в 1805 г. Так, по нашему мнению, расшифровывается символ «Золотая о шести лучах звезда» на Харьковском гербе.
Нет комментариев