Костромская губерния издавна славилась мастерством росписи по дереву. Корни лежат в отходничестве, в частности, в малярном отходе, который был развит в северо-западных уездах.
Официально костромской метод был зарегистрирован в 1821 году. В средние века в Костромской земле сельское хозяйство было развито слабо, людям надо было как-то жить, и появились местные производственные артели.
Артели занимались разными промыслами. Позднее из них образовались так называемые "отходники". Мужчины собирались в группы и уходили на заработки. Они были отличными строителями, печниками, малярами.
Есть костромская легенда, что Санкт-Петербург практически был построен мастерами из Костромы. Среди мастеров выделялись маляры-художники. Они собирались в артели по 4-5 человек и ходили по городам и деревням расписывать избы. Так появилась костромская роспись. Расцвет её пришёлся на начало 20 века.
Живописный промысел всегда был дорогостоящим. Если корова в то время стоила 15 рублей, то роспись избы - 30 (!) рублей. Позволить себе такое могли только состоятельные люди. Часто костромичи рисовали витиеватое зелёное дерево. Это было дерево жизни. ( "А древо жизни пышно зеленеет", как писал Карл Маркс). Листья дерева символизировали терпение, ствол - послушание. Колокольчик был символом невинности, их рисовали в комнатах девочек. Розы обозначали радость, богатство, чистоту. Птица, нарисованная наверху, Была оберегом, приносила в дом счастье, любовь.
Во всех работах мастера придерживались строгих правил. Правила пришли с времён старообрядчества. В основе каждого рисунка был заложен крест. Левая половинка рисунка считалась женская, как по сердцу, правая - мужская. На правой всегда рисовали льва, а на левой - единорога, символ добра, женского начала. Символ льва часто украшал дверь в дом, так как считали, что лев сторожит дом, богатство от злых людей. Ещё одним оберегом считалась сова. Её рисовали в низу кровати, чтобы она хранила семейную любовь.
Костромскую роспись называют живописной, двухцветной. Живописной, потому что писалась живо, без карандаша. Двухцветной, потому что на кисть брали сразу два цвета. Сначала грунтовали, наносили цветные пятна масляными красками, дальше сухими белилами оживляли эти пятна, и они превращались в пышные цветы и листья. Потом весь рисунок покрывали олифой.
Ссылка на источник
ТУТ.
Комментарии 6