АКТОБЕ. КАЗИНФОРМ - 80-летняя актюбинка Агния Сугурбаева одна из немногих бабушек, кто умеет обрабатывать шерсть вручную, прясть на казахском веретене - уршык, и вязать пуховые платки шаркат. В ходе мастер-класса в библиотеке имени Саги Жиенбаева она показала , как прясть козью и баранью шерсть, передает корреспондент МИА «Казинформ». В условиях глобализации все больше казахских национальных ремесел и традиций уходит в прошлое. К примеру, сейчас многие казахские женщины не умеют обрабатывать шерсть, прясть ее для вязания носков или шить национальные корпе с добавлением натуральной шерсти. Мы покупаем уже готовые носки, перчатки, шарфы. Никто кроме изготовителей тары и талкана не пользуется казахской ступкой - кели, келисап. Поэтому мастер-класс по прядению казахского веретена уршык вызвал неподдельный интерес у горожан.
Агния Сугурбаева родилась в Башкортостане. В далекие 30-е годы ее семья покинула Казахстан, спасаясь от конфискации имущества. «Мой дед Алитурлы был из богатой семьи. В годы конфискации они семьями покинули страну и уехали в Башкирию. Я там родилась, выросла, вышла замуж. В 60-е годы мы снова вернулись всей семьей на родину. Сначала переехали в Хобдинский район, в поселок Жиренкопу, а затем в 90-е годы - в город Актобе», - рассказала бабушка. В 15 лет Агния апай научилась обрабатывать козий пух и вязать пуховые платки шаркат. Пуховые платки вязала со снохой, готовые товар они возили на продажу из Башкирии в Магнитогорск. Пуховыми платками Агния апай занимается почти всю жизнь. «Шаркат я научилась вязать в 15 лет. Мы держали пуховых оренбургских коз. У такой козы особая длинная шерсть. Вычесывают пуховую шерсть в феврале, в это время в ней не прорастает толстый волос», - рассказала мастерица.
В поселке Жиренкопа, ее муж стал работать чабаном, а Агния апай продолжала вязать пуховые платки, но уже не на продажу, а для себя. В 38 лет она овдовела, оставшись с 8 детьми на руках. В этот момент выжить и поднять на ноги детей ей помогло искусство вязания пуховых платков. «В 38 лет я осталась одна с 8 детьми. Пособие было всего 700 рублей, его не хватало. Вот тогда я снова стала вязать пуховые платки на продажу. Работала в совхозе и параллельно занималась платками. Так и подняла детей. В 1995 году мы переехали в Актобе. Сейчас вязанием никто из детей не занимается. Дочери знают, как вязать, но не вяжут», - сожалеет бабушка, которая почти перестала вязать из-за плохого зрения и давления. Как отметила Агния Сугурбаева, технология вязания пухового платка требует большого терпения и усидчивости.
Нет комментариев