Продукцию продавать сложно. Народ привык к «Пятерочкам» и «Магнитам», а наша продукция недешевая. Кроме того, козье молоко – специфический продукт, на любителя. Не всем оно нравится. Из козьего молока мы делаем сыры, продаём их знакомым или расплачиваемся за какие-то услуги. В деревне возможен натуральный обмен, хотя не могу сказать, что это широко практикуется. А вот яйца продаются хорошо, на них спрос всегда есть.
Если бы у меня не было удаленной работы, я всё равно смог бы прокормить семью. Но это была бы очень тяжёлая работа – с утра до ночи, без выходных. То есть каторжный труд. Поэтому большинство переехавших имеют источник дохода в городе. Государство помогает тем, кто пытается работать в деревне, но для получения этой помощи нужно иметь какой-то объём производства. Хотя бы две-три коровы. Нужно зарегистрировать предприятие и тогда уже обратиться за помощью к государству. Я слышал, что получали такую помощь: кому-то трактор купили, кому-то деньги выдали на постройку. Мы с женой пытались узнать, можно ли нам пойти по этому пути, но это оказалось хлопотным делом. Решили, что это не наш вариант.
Большинство переехавших имеют источник дохода в городе
Мы с Ольгой после переезда в деревню только два раза отдыхали на море, за все 12 лет. Дела не пускают: мы не можем бросить хозяйственно-производственные процессы. Если уедем, здесь начнется коллапс. Но когда нравится жить в деревне, на моря не особо-то и охота. Вышел на крыльцо, полюбовался красотой, вдохнул вкусный воздух – куда там тебе ехать? А вот если в городе живёшь – да, там человек устаёт, оттуда хочется куда-то сбежать.
Ольга Альбертовна:
– У нас козы появились благодаря детям. Меня в детстве поили козьим молоком, а мне оно совсем не нравилось. И я думала, что уж я-то никогда в жизни не заведу козу. А когда появились дети, мы стали покупать им козье молоко – оно полезное. Но потом оказалось, что у одних коза в запуске, у других... И мы приняли решение купить козу. Дальше с нами случилось неожиданное: мы стали «козанутыми». Вторую завели, потом третью, и уже не могли остановиться. Они такие милые и хорошие! У нас сейчас несколько видов коз: ламанчи, альпийские, нубийские, камерунские… Молоко у них такое жирное! Мы его проверяли специальным аппаратом; там максимальный процент жирности – 9 %. Так аппарат зашкалило. Дети любят помогать мне с козами; когда мы доить идем, они в очередь становятся: «Я буду доить!» Сейчас у нас только 7 дойных коз, остальные в запуске. На следующей неделе окоты должны начаться.
Комментарии 1