Когда обнулились заказы от министерства обороны, то начали делать снегоболотоход "ГПЛ" (гусеничная путеремонтная летучка)для бездорожья. Ещё при последних днях СССР был подписан договор с МПС (тогда это было министерство железных дорог СССР) о больших поставках. Но крякнул СССР и похерили договор. Машину брали северяне нефтяные и газовые. Машина очень удобная, надёжная, но сделана на узлах БМП и потому дороговатая. Спрос был не велик. Заводской индекс был "520". Было несколько модификаций. Особенно хорошо брали краново - бурильную машину. Потом решили сделать машину более простую, более сходную с ГТТ. Фактически это была ГТТМ. Часть узлов чисто ГТТэшных, плюс гидротрансформатор, изменённая компоновка. Машине присвоили индекс "536". Военных не устроила по причине недостаточной эффективности системы охлаждения в жарком климате. Для северов это не причина браковать машину. Там не Туркмения. Но завод не стал продолжать эту тему (зря, мне так кажется). Из числа...ЕщёКогда обнулились заказы от министерства обороны, то начали делать снегоболотоход "ГПЛ" (гусеничная путеремонтная летучка)для бездорожья. Ещё при последних днях СССР был подписан договор с МПС (тогда это было министерство железных дорог СССР) о больших поставках. Но крякнул СССР и похерили договор. Машину брали северяне нефтяные и газовые. Машина очень удобная, надёжная, но сделана на узлах БМП и потому дороговатая. Спрос был не велик. Заводской индекс был "520". Было несколько модификаций. Особенно хорошо брали краново - бурильную машину. Потом решили сделать машину более простую, более сходную с ГТТ. Фактически это была ГТТМ. Часть узлов чисто ГТТэшных, плюс гидротрансформатор, изменённая компоновка. Машине присвоили индекс "536". Военных не устроила по причине недостаточной эффективности системы охлаждения в жарком климате. Для северов это не причина браковать машину. Там не Туркмения. Но завод не стал продолжать эту тему (зря, мне так кажется). Из числа бывших заводчан в качестве спутника была организована небольшая группа "Алтайтрансмашсервис", которая активно занималась доработками ГТТ, взятых с баз хранения. Потом этот кооператив подключился к тематике "536", благо кузовные панели РМЗ себе делал, мог делать и на продажу. Этот коллектив варил корпуса, начинял начинкой, торговал машинами. Продукции своей они присвоили название "Марал". В этой организации я не работал, машину изнутри досконально не знаю. Завод РМЗ машин торговой марки "Марал" не делал.
Я не совсем понял смысл реплики. Но из того, что понял, скажу, что МТЛБ была разработана позже. Если сравнивать две машины, то видны заимствования одной от другой. Особенно по ходовой.
Владимир а что тебе непонятно в 1959 году на виз был отдел СКБ где разрабатывали гт т 21 клп 22 по поручению института 21 . Пока строили завод . В этот год и Харьков тоже разрабатывал машину в броне . Испытания проходили на полигоне института 21 одновременно . Да ходовая похожа кпп тоже похожа а двигателя разные . А по поводу маралов это начинали в Семипалатинске ау нас потом дорабатывали модефицировали это другая история . А 520 тоже проходила испытания заводские а потом в МО в том же институте 21 .
Про 520. Первую машину собирали в ц.30 и сразу в небольшой пробный пробег. Никаких испытаний до начала серийного производства не было. По результатам пробега вся правая часть салона была залита маслом, которое вместе с дымом вылетало из выхлопного отверстия. Для исправления начали делать диффузор по типу как на БМП, чтобы дым не скользил по корпусу, а отбрасывался на некоторое расстояние.
Транспортёр-тягач был разработан в 1958—1960 годах на Харьковском тракторном заводе. Производство изделия 21 решено было начать на новом, недавно построенном, Рубцовском машиностроительном заводе. В Рубцовске первые два корпуса транспортёра были изготовлены в конце 1961 года. В марте 1962 года сдан в эксплуатацию главный конвейер по их выпуску, а также собраны и сданы первые два изделия. В течение 1962 года была дополнительно изготовлена установочная партия ещё из пяти машин. В 1963 году объём производства ГТ-Т составил 10 машин в месяц, а к концу 1966 года достиг стабильного выпуска 110–120 машин в месяц.
Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-Л и МТ-ЛБ принят на вооружение ВС Союза ССР в 1964 году постановлением Совета Министров СССР № 1030—401, серийно выпускался на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе с 1966 года.
Это речь шла не про ГТТ, а про другую машину с заводским индексом 520 и наименованием"Гусеничная путеремонтная летучка", ГПЛ. У неё другой эжектор, другой двигатель. Это всё было заимствовано с БМП. Двигателю ограничили ход рейки и сделали этим его дефорсированным. По конструкции двигатели одинаковые на 100%, но военный называется УТД - 20, а дефорсированный Д 250 НР.
Про ГПЛ гусеницы с наваренными ушами т/е уширителями обламывались на первом пеньке, двигатель Д-20, вообще слабый ресурс,ну востальном я не ездил на этой машине. Я в све время работал на ГТ -Т, ГАЗ-71,34, АТС-59Г..
Гусеницы нормальной для этой машины не было. Взяли за основу применявшуюся на БМП. Первый вариант уширителя цензурными выражениями обрисовать не получается. Когда разрабатывали, то головой не думали. Получилось что кусок подплющенной трубы обваривали по периметру серьги, соединяющей траки. Уширитель не давал сжать серьгу и соединить траки. На резьбовых втулках траков посрезали резьбу, пв
Потом уширитель стал более разумным, но всё равно на камнях и пеньках запросто было отломать или загнуть. Приезжали два мужичка с Лабытнанги. Один как инструктор для молодого напарника. У него опыт работы на этой машине был. Он хвалил. Приехали за второй. Я их ремонтом и длительной эксплуатацией не занимался. Но немного проехал по грунтовой извилистой дороге. Хорошо разгоняется, хорошо тормозит, очень хорошо слушается штурвала.
Владимир виз это произошла опечатка на АТЗ был отдел СКБ где разрабатывали гт т пока строили завод . Харьков не участвовал в разработке гт т. А 520 сделали 3 штуки и начались испытания 01 02 03 . Две машины ушли на испытания в хлапуноао и заринск а 03 осталась у нас потом появился дефузор при этом упала скорость на 5 км . Сделали прямой выхлоп на крыше и так оставили . 2 машины сделали для М О она ушла в институт а 2 была у нас был представитель из института . Так вот как-то так . На северах машина работала хорошо смотря какой хозяин был на машине . Дино я работол на 521 с ездил на 3 месяца в экологии . Сначала была 1 машина потом заказали ещё одну и на следующий год ещё одну но это другая история . А гусеница было много вариантов пока курган отлил комплект нам гусениц . Но завод похерил машину сам . Задумка была хорошая . А двигатели были д20 но и 2 с1 за 11 лет я заменил 1 двигатель и тот утопили машину без меня в первый выезд был гидроудар и после этого на машинах работали только мы...ЕщёВладимир виз это произошла опечатка на АТЗ был отдел СКБ где разрабатывали гт т пока строили завод . Харьков не участвовал в разработке гт т. А 520 сделали 3 штуки и начались испытания 01 02 03 . Две машины ушли на испытания в хлапуноао и заринск а 03 осталась у нас потом появился дефузор при этом упала скорость на 5 км . Сделали прямой выхлоп на крыше и так оставили . 2 машины сделали для М О она ушла в институт а 2 была у нас был представитель из института . Так вот как-то так . На северах машина работала хорошо смотря какой хозяин был на машине . Дино я работол на 521 с ездил на 3 месяца в экологии . Сначала была 1 машина потом заказали ещё одну и на следующий год ещё одну но это другая история . А гусеница было много вариантов пока курган отлил комплект нам гусениц . Но завод похерил машину сам . Задумка была хорошая . А двигатели были д20 но и 2 с1 за 11 лет я заменил 1 двигатель и тот утопили машину без меня в первый выезд был гидроудар и после этого на машинах работали только мы с завода . И топили машины но заводили как надо и поехали дальше Вот такая история наших машин это наша юность наша работа а сейчас это никому не нужно все забыто . Обидно одно что загубили машину ведь у нас было мощное СКБ но это ненужно никому . А неги машины были и на заполярье зимой и работала при -50 .
Загубили не только машины, загубили завод, снесли корпус, где основная часть производства была размещена. Подломили судьбу тем, кто мог и хотел иметь квалифицированную работу. Со всех этих событий прошло много времени. Историю завода и продукции я писать не собирался, сведения специально не собирал. Своей работы хватало. Но что то видел, в чём то сам участвовал. Вот совершенно не видел, каких таких гусениц для 520 отливал КМЗ. Да и серьёзных испытаний 520 - х на заводе не виделл и не помню. Уже когда их делали в большом количестве от СКБ выписали задание на проведение испытаний тормозов на горке. В цехе для проведения испытаний от ИТР отрядили меня. С Сергеем Фишером обсудили предложенную мной методику и поехали исполнять. В задании ничего не было расписано - как безопасно и правильно к этому делу подойти. У Шатилова А.Н. (зам главного конструктора) спросил про то, чего это проснулись. Сказал, что решили убедиться в надёжности торможения и удержания машины на таком уклоне. Эти характер...ЕщёЗагубили не только машины, загубили завод, снесли корпус, где основная часть производства была размещена. Подломили судьбу тем, кто мог и хотел иметь квалифицированную работу. Со всех этих событий прошло много времени. Историю завода и продукции я писать не собирался, сведения специально не собирал. Своей работы хватало. Но что то видел, в чём то сам участвовал. Вот совершенно не видел, каких таких гусениц для 520 отливал КМЗ. Да и серьёзных испытаний 520 - х на заводе не виделл и не помню. Уже когда их делали в большом количестве от СКБ выписали задание на проведение испытаний тормозов на горке. В цехе для проведения испытаний от ИТР отрядили меня. С Сергеем Фишером обсудили предложенную мной методику и поехали исполнять. В задании ничего не было расписано - как безопасно и правильно к этому делу подойти. У Шатилова А.Н. (зам главного конструктора) спросил про то, чего это проснулись. Сказал, что решили убедиться в надёжности торможения и удержания машины на таком уклоне. Эти характеристики записаны во всех характеристиках, но ранее не проверялись. При серьёзных испытаниях такие элементарные вещи делают обязательно и без особого распоряжения. Никаких своих выводов никому навязывать не собираюсь. У каждого свой черепок. Про то, что ГТТ проектировал ХТЗ пишут во всех справочниках, энциклопедиях и статьях. Достаточно только включить компьютер. А вот про гусенично - колёсную опытную БМП "019" пишут что спроектировали и изготовили на АТЗ. Сам руками не трогал, брехать не буду. .
Владимир 019 была изготовлена в 47 цехе и эта не машина а макет машины и сейчас находится в музее на кубинке . Гусеница была литье я уже был на заполярье была литая гусеница на васюгане тоже было литье ширина была 700 .
У меня было подозрение, что это работа СКБ РМЗ и цеха 47, но у ветеранов я не переспрашивал. А раньше читал статейку, где были фотки ходового экземпляра "019"
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 43
Транспортёр-тягач
был разработан в 1958—1960 годах на Харьковском тракторном
заводе. Производство изделия 21 решено было начать на новом,
недавно построенном, Рубцовском
машиностроительном заводе. В Рубцовске первые два корпуса транспортёра были изготовлены
в конце 1961 года. В марте 1962 года сдан в эксплуатацию главный конвейер по их
выпуску, а также собраны и сданы первые два изделия. В течение 1962 года была
дополнительно изготовлена установочная партия ещё из пяти машин. В 1963 году
объём производства ГТ-Т составил 10 машин в месяц, а к концу
1966 года достиг стабильного выпуска 110–120 машин в месяц.
Лёгкий многоцелевой гусеничный
транспортёр-тягач МТ-Л и МТ-ЛБ принят на вооружение ВС Союза
ССР в 1964 году постановлением Совета Министров СССР
№ 1030—401, серийно выпускался на Харьковском
тракторном заводе имени Серго
Орджоникидзе с 1966 года.