Вопрос.
Скажите пожалуйста, если это уместный вопрос-: почему Иисус ел Сам и позволял кушать рыбу ученикам?
Ответ.
Возможно, главная причина, которая побуждает христиан “преступить закон” несмотря на библейскую заповедь, запрещающую убийство, кроется в широко распространенном убеждении, что Христос ел мясо. Однако Иисус был известен как “царь мирный”, а его учение призывает к всеобъемлющей, вселенской любви, состраданию и уважению. Трудно совместить миротворческий образ Христа и разрешение на убийство животных. Тем не менее, в Новом Завете постоянно упоминаются просьбы Христа дать ему мяса, и любители мясной пищи пользуются этими цитатами для того, чтобы оправ дать собственные гастрономические вкусы. Но при внимательном изучении греческого подлинника обнаруживается, что Иисус просил вовсе не мяса.
Хотя в английском переводе Евангелий слово meat (мясо) употребляется девятнадцать раз, греческие слова оригинала точнее было бы перевести как “пища”: broma - “пища” (использовано четыре раза), brosimos - “то, что можно есть” (встречается один раз), brosis - “питание, процесс питания” (употреблено четыре раза), prosphagion _ “нечто съедобное” (использовано один раз), trophe - “питание” (встречается шесть раз), phago - “есть” (употреблено три раза).
Таким образом, “есть ли у вас мясо?” (Ин. 21:5) следует читать “есть ли у вас пища?”. А когда в Евангелии говорится, что ученики пошли купить мяса (Ин. 4:8), точный перевод был бы всего лишь “пошли купить съестного”. В каждом случае греческий подлинник указывает просто на “пищу”, а не обязательно на “мясо”.
Задача сводится к истолкованию оригинала и переводов, часто неверных. Многие ошибки в переводе Библии (например, Red Sea - “Красное море” вместо Reed Sea - “Море Камышей”), незначительны и даже забавны. Но некоторые из них существенно отклоняются от подлинника; между тем, в случае, если ошибочный вариант используется в течение столетий, он закрепляется в библейском каноне. Но если принимать во внимание содержание и цель жизни Иисуса, становится трудно или, скорее, невозможно примирить поедание мяса и христианское вероучение.
Христиане, употребляющие в пищу мясо, возражают: “Если Библия проповедует вегетарианство, как же тогда понимать чудо с хлебами и рыбами?”
Некоторые толкователи Библии, учитывая сострадательную натуру Иисуса, предполагают, что слово “рыба” в данном случае обозначает небольшие шарики из водоросли, растущей в восточных морях и известной как “рыбья трава”; похожие шарики едят и в наши дни. Водоросли высушиваются на солнце, измельчаются в муку, из которой пекутся шарики. Такие “хлебцы” были обязательным блюдом кухни древнего Вавилона; они также высоко ценятся в Японии. Мусульмане считают их пищей для правоверных, и, что еще важнее, во времена Иисуса они были признанным деликатесом. Кроме того, следует учесть чисто практическое соображение: в корзину с хлебом скорее положили бы такие шарики, чем настоящую рыбу - она быстро протухла бы на солнцепеке и испортила остальную еду.
Возможно также, что “хлеб” и “рыба” - слова, использованные скорее в аллегорическом, а не в буквальном смысле, что обычно для священных писаний. Хлеб - символ Христова тела, то есть божественной субстанции, а слово “рыба” было паролем ранних христиан, которым приходилось скрывать свою веру, чтобы избежать гибели. Буквы греческого слова ichtus - “рыба” - это также начальные буквы слов lesous Christos Theou Uios Soter (“Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель”). Поэтому рыба для христиан - мистический символ, и ее изображение до сих пор можно увидеть в римских катакомбах.
Очень важно, что в первых манускриптах Нового Завета нет упоминания о рыбе: чудо описывается как раздача хлеба и фруктов, а не хлеба и рыбы. Только в позднейших списках Библии (после IV столетия) вместо фруктов появляется рыба. Синайский Кодекс - первая версия Библии, где в рассказе об этом чуде упоминаются рыбы. Тем не менее, многие не желают отказываться от традиционного примера с хлебами и рыбами. Таким людям следует напомнить, что, даже если сам Иисус и ел рыбу, он вовсе не разрешал другим делать то же самое во имя его. Христос жил среди рыбаков и проповедовал им. Как учитель, он должен был принимать в расчет образ жизни своих слушателей. Так, он велел своим ученикам оставить сети и сделаться “ловцами человеков”, то есть проповедниками. И все-таки те, кто считает, что Христос ел рыбу, говорят: “Раз это делал Иисус, почему же мне нельзя?” Но когда мы вспоминаем о том, как Иисус погиб ради приумножения славы Божией, почему-то находится мало желающих последовать его примеру.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1