Команда лаборатории занимается оцифровкой данных о биоразнообразии и публикует эти данные в открытом доступе в глобальной информационной системе по биоразнообразию GBIF.
Благодаря секвенированию (расшифровке генов) можно подтверждать новые виды грибов. Но основная задача молодежной лаборатории — освоение методики метогеномного анализа. Это технология, с которой, не определяя сами грибы, из проб почвы или другого субстрата можно получить их ДНК и выяснить, какие микроорганизмы там живут.
«Если совпадений 97% и больше, то считается один вид. Если меньше, то считаются разные виды. Еще до открытия лаборатории мы описали три новых вида грибов. В коллекции есть еще кандидаты на новые виды, которые мы будем анализировать. Это большая работа. Апробирование результатов, опубликование и подтверждение нового вида может занять несколько лет», — отмечает Нина Филиппова.
Таким образом можно определить биоразнообразие, которое содержится на определенном участке — не только растений, но и животных. Также в лаборатории проводится филогенетическая реконструкция — оценка эволюционной истории какого-либо отдельного гена. Ученые определяют разветвление разных видов грибов между собой.
Для чего нужно такое тщательное изучение грибов? Как поясняет миколог, грибы довольно органично вплетаются в нашу обыденную жизнь.
«Часто мы этого даже не замечаем. Такие вещи, как технология изготовления хлеба, где используются дрожжи (а дрожжи — это грибы), приготовление крепких напитков. Грибы применяют в медицине. В нескольких классах лекарств используются вещества, которые содержатся в грибах. С другой стороны, грибы — паразиты растений, они могут стать причиной заболевания. Нужно их изучать, чтобы знать, как от них защититься», — отмечает эксперт.
Что касается употребления грибов в пищу, то есть исследования, показывающие, что у разных групп людей разная способность к перевариванию грибов, так как клетки гриба покрыты хитиновой стенкой, нужны ферменты, чтобы их переваривать.
«В среднем на Севере меньше употребляют грибы, чем в других регионах, например центральной России», — указывает миколог.
Нет комментариев