5 ноября было заседание Совета по поддержке русского языка, которое проводил президент Владимир Путин. Он назвал поддержку русского языка одним из ключевых приоритетов. Сообщил, что согласен с идеей создания единых учебников по русскому языку и языкам народов страны. Предложил вернуть в школы чтецкие программы, чтобы ребята знали эталонное звучание русского языка. Всем этим, по мнению президента, может заняться обществознание. Одна из участниц встречи спросила про мат, что он, по сути, антимолитва, и Путин сказал, что да – к сожалению, это часть нашего языка. Кто сам без греха, тот пусть первым бросит камень, но с этим нужно бороться, в том числе повышая общую культуру.
Сергей Михеев: По поводу русского языка. Во-первых: на мой взгляд, он совершенно немотивированно загрязняется разного рода англицизмами. Очень часто это никакой рациональной подоплеки под собой не имеет: в лучшем случае – это глупая дань моде, а в худшем - откровенная диверсия по разрушению языка. Во-вторых: язык очень сильно загрязняется жаргонизмами и упрощениями. Действительно, эталонного языка уже практически не встретишь. К сожалению, очень часто это касается официальных сообщений, выступлений политиков, чиновников и т.д. В печатных СМИ я иногда вижу такие ляпы, что думаю: «Где вас учили, господа журналисты?» В-третьих: есть очень серьезное давление на наш язык, связанное с массовой миграцией – у нас в школах есть целые классы, где совсем по-русски не говорят! Мало того, что не говорят: они еще настаивают на том, чтобы под них подстраивались! Это тоже серьезная угроза. В-четвертых: то, о чем одна наша актриса спросила президента. Матерная ругань стала жутко засорять публичное пространство. Причем ее продвигает «творческая интеллигенция» - засорение матом и с театральных подмостков, и из телепередач, и мн. др.
По поводу мата скажу так: с одной стороны, конечно, мы от этого не свободны. С другой стороны, надо понимать, что любая культура сохраняется тогда, когда она четко разграничивает сферы применения. Поэтому попытка легализации мата в публичном пространстве – это разрушение национальной культуры, жуткое снижение планки и десакрализация святых моментов. Что такое матерная ругань? В основном, это оскорбительная лексика на половую тему. Это оскорбление матери и отца, что ни одной традиционной культурой не допускается. Это всегда в любой традиционной культуре жестко каралось. Мать и отец – это святое, это продолжение рода, основа культуры, традиции. Когда мы это всё выпускаем наружу, происходит десакрализация института семьи.
А еще это оскорбление в отношении чистоты детей. Огромная проблема – это засорение матерной руганью разговорной речи детей и школьников. На мой взгляд, это отвратительно. Порой идешь и видишь нежного вида девочек или мальчиков, а из них, как из помойки, льется матерная ругань, а они даже не знают, о чем говорят. В моем детстве за это можно было получить по шее от любого прохожего.
А теперь попробуйте дать им по шее.
Сергей Михеев: Сказать такие слова при старших раньше означало огрести себе проблем. А сейчас: «демократия! Нельзя – не трогайте их!» и т.д. Первое: с религиозной точки зрения внедрение матерной ругани (а оно очень активно внедряется в детскую среду через Интернет, видео, якобы комедийные отвратительные шоу) есть попытка убить чистоту. Маленький ребенок – это пока еще чистая душа. Да, он потом пойдет по жизни, и каждый будет выбирать свое. Но стремление сил зла убить, испортить чистоту, совершенно очевидно, выражается через внедрение матерной лексики в среду детей.
Второе: половое значение матерной лексики готовит реальный разврат в жизни. Когда 7-10-летние дети уже ругаются матом, это значит, что сначала им загрязнили мозги и души, а потом загрязнят их жизнь, их тела. А дальше прокладывается дорога и для извращений! Тем, кто этого не понимает, могу сказать: задумайтесь над тем, что вы занимаетесь словесной педофилией! Когда вы в отношении маленьких детей применяете такую лексику, когда заставляете их это слушать, когда они не понимают эти оскорбительные в половом значении термины, вы фактически занимаетесь их развращением! Идет процесс развращения. Они все равно поймут, о чем идет речь, и, как только они это поймут, оно само начнет их засасывать в болото. Я думаю, что это надо совершенно четко понимать и разграничивать.
Говорят: «Это всё из жизни». Мало ли, что есть в жизни! В этом состоит культура общества и борьба за идентичность, чтобы разграничить: это приветствуется и поощряется, а это ограничивается и ему определяется свой «загон». Думаю, это очень важно. То, что президент согласился, что с этим надо бороться, это в первую очередь касается деятелей культуры, средств массовой информации, «творческой интеллигенции» (хотя я не понимаю, в чём здесь творчество), официальной риторики и пр. Понятно, что пороки, грехи были, есть и будут, но вопрос: а. соотношения их присутствия; б. того, что разрешается, а что нет. Любая культура – это целая система того, что можно, и того, что нельзя.
Мы внесли поправку в Конституцию о сохранении русского языка как языка государствообразующей нации. Так давайте его сохранять, а не говорить: «Мат – это тоже русский язык»! Тем более, что матерная лексика настолько примитивна, что обнуляет всю нашу классическую литературу, всё наше искусство и т.д. И здесь так называемая «творческая интеллигенция» внесла немалый вклад: такой повальной матерщины среди простых людей раньше не было! «Так простые люди говорят». Ничего подобного! Это в значительной степени легализация мата через кино, так называемое «искусство», Интернет и т.п. Правильно, что эту тему подняли в беседе с президентом, и правильная его реакция.
Интересно, что когда я видел этот сюжет, он большим количеством СМИ был озаглавлен в Интернете так: «Президент сказал, что кто не без греха», «Президент сказал, что мат – ерунда». Ничего подобного! Не надо передергивать и манипулировать!
Действительно, были такие заголовки, что «Путин высказался по поводу мата», что «это часть нашего языка». Складывалось мнение, что он чуть ли не одобрил. Но дальше продолжение тезиса президента было совсем про другое: что это нужно искоренять! Он сказал, что представители самых различных так называемых «элит» частенько употребляют крепкое слово, чтобы проявить крутизну и показать близость к народу. Если народ так не говорит, то зачем матерные слова при народе употреблять?
Сергей Михеев: Даже если и говорит, то надо людей воспитывать, надо их делать лучше, а не хуже. А то, о чём мы сейчас говорили, - это манипуляция! Потому что большая часть людей дальше заголовков не идет. «Ведь президент за то, чтобы все матом ругались!» И понеслось! А это обман! Люди, писавшие эти заголовки, просто обманули читателя! Вопрос: вы это сделали специально?
Для кликов, лайков и всего остального. Понятно, что это часть нашей жизни. Как бороться? Повышать общую культуру. Как повышать, чтобы завтра все перестали материться?
Сергей Михеев: Завтра все материться не перестанут – это однозначно. Но вы уберите это из публичной лексики, с телеканалов, вообще из публичного распространения (из СМИ, с театральных подмостков, из кино) – а дальше посмотрим. А также нужно образование, образование и еще раз образование!
Мат льется, в основном, где собираются блогеры и что-то обсуждают, но у них миллионные просмотры. Это идет не с телеэкранов, а с YouTube, Rutube и т.п. Вот наблюдение нашего слушателя: «Сделал замечание на остановке девочке, которая материлась, не переставая, на что она ответила: «Я не матерюсь – я так разговариваю»». Мат – это уже разговорный жанр.
Сергей Михеев: Да. Если мы обратимся к Административному кодексу РФ, то увидим, что за мат в публичных местах как минимум положен штраф. Разговариваешь ты так или не разговариваешь – другой вопрос. Оправдание пустое, потому что так же можно совершать и другое административное правонарушение и говорить: «Я так живу». Если так живешь, то получи штраф! Лично я считаю, что одергивать необходимо, насколько это возможно, и нужно образование. Всегда рецепты одни и те же: «кнут» и «пряник». Где-то «пряник» в виде образования, изменения культурной среды и контроля за блогерами, а где-то «кнут» в виде штрафов. Согласно Административному кодексу, за мат положен штраф, просто никто этим не занимается и не фиксирует.
Слушатель пишет: «Русский мат – это русское наследие предков. Всю историю по-русски матерились все. Почему бы украинцам не предъявить: вы от русского языка избавляетесь, а на русском мате разговариваете»?
Сергей Михеев: Украинцам можно предъявить что угодно, если у вас есть такая возможность. На самом деле повальная матерная ругань украинцев, особенно по видео, говорит об их деградации! Это деградация и своего рода русофобия: когда вы всё богатство русского языка и русской культуры заменяете десятью оскорбительными словами полового характера, то вы не уважаете ни себя, ни свой народ, ни свою историю, ни культуру. То, что это было и будет – понятно; но здесь надо понимать, что приветствуется и поддерживается, а что тормозится. Своему своё место и время.
Комментарии 24
Так еще приглашают на центральные каналы на передачи о нравственном воспитании , молодых женщин , девушек с наколками .. На шеях, на руках, на ногах..
И думаешь , кто эта девушка ?откуда пришла на телевизионную передачу?
Выглядят , как зечки, как актрисы порно фильмов..
Это кошмар..
Не красиво и отталкивающе смотрятся наколки на медицинских работниках..
Пусть наколки называют ТАТУ.. все равно это уродство психики..
Русскоязычные, осознавайте!
.
Куда-то делось слово «благородный».
Не от того ль, что вид такой исчез?!
Он, видно, не вписался в мир свободный,
В котором правит балом интерес.
.
Сугубо личный интерес (нажива)
Оказывает действие на всё! –
Что раньше прямо было, стало криво;
В ком сеяли добро, цинизм расцвёл.
.
Запутавшись в сетях капитализма,
Мы сами оскверняем наш язык,
А это нам страшнее катаклизма –
В нём корни русскости, её азы.
.
– Русскоязычные, осознавайте! –
Язык нас сплачивает в трудный час,
И это окружающим внушайте,
Чтоб пришлые не затоптали нас.
.
©
Copyright: Валерий Малявкин, 2024
Свидетельство о публикации №124110703013