Куратор лекционной программы МХТ Павел Руднев отметил необычность этого события: лекторами впервые предстали театроведы разных поколений, недавняя выпускница театроведческого курса и ее мастер. Причем если Анна Степанова множество раз видела спектакли Эфроса, присутствовала на его репетициях, работала в литературной части Театра на Малой Бронной периода расцвета, то Анастасия Казьмина театр Эфроса не застала.
Лекция привлекла большое количество слушателей: дополнительные ряды кресел пришлось поставить даже на сцене. Конечно, за один вечер невозможно было охватить весь творческий путь Эфроса, и все же на многих аспектах удалось остановиться подробно. Анна степанова рассказала о детстве и юности режиссера, открыв слушателям множество уникальных подробностей раннего периода его жизни; высказала гипотезы, как так вышло, что Анатолий Васильевич, семья которого была далека от театра, увлекся этим видом искусства. Отдельно было сказано о студии Константина Воинова, где начинал Эфрос, о его отношениях с Юрием Завадским, об учебе в ГИТИСе.
Далее лекцию продолжила Анастасия Казьмина, поведав о десятилетии работы Анатолия Васильевича в Центральном детском театре, новом типе современного молодого героя, который он вывел на сцену, о его первых постановках классики. Кульминацией лекции стал разговор о спектаклях Эфроса 1960-70-х годов – тех, что были поставлены им в Театре имени Ленинского комсомола (изучением этого этапа режиссерской биографии Анатолия Васильевича занимается Анастасия Казьмина), и тех, что вышли в Театре на Малой Бронной (об этом, как очевидец и историк, говорила Анна Степанова). Как менялась режиссерская манера Эфроса, что за темы «проступали» в его артистах, как непрямо он вплетал в свои постановки автобиографические мотивы, за счет чего в его спектаклях возникало ощущение бесконечности мира, незримой духовной вертикали – обо всем этом шел разговор на лекции. Выступающие подчеркивали неуловимость театра Эфроса, сложность при описании и анализе его спектаклей, которую испытывали уже современники и которая со временем только возросла. Эфрос, оставивший дневники, написавший несколько книг, и сегодня, по сути, неразгаданный художник, и главное, что не разгадан метод его работы – таким был итог разговора, который в связи с поздним временем пришлось оборвать буквально на полуслове, и который явно требует продолжения.
📸 Екатерина Цветкова
#МХТ Камергерский, 3
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев