Самый значительный по времени период взрослой жизни знаменитого ученого-плодовода связан с Крымом. «Я более чем неравнодушен к Крыму, к его дивным картинам природы, к его воздуху. С ним у меня связано много самых светлых переживаний, и при каждом новом посещении этого чудного края, я оказываюсь опять и опять во власти каких-то жгуче опьяняющих ощущений... В Крыму я не чувствую себя ни чужаком, ни посторонним, я принимаю горячо к сердцу его интересы, тут я как бы обрел свою вторую родину», — писал Лев Симиренко в предисловии к своей книге «Крымское промышленное плодоводство», изданной в 1912 году.
Сюда, в Ялту, ученый впервые приехал в августе 1888-го — доктора посоветовали ему поправить здоровье, пошатнувшееся после семилетней сибирской ссылки. Начиная с этого времени, Лев Платонович бывал в Крыму регулярно и тщательно изучал крымское плодоводство. В своей первой крупной работе, посвященной крымским садам, «Опыт исследования крымского промышленного плодоводства и плодоторговли» Лев Платонович, конечно, написал и о дорогом его сердцу Ренете Симиренко, отметив, что в Крыму он пока редок. В Симферопольском уезде насчитывалось всего лишь 1802 дерева этого сорта.
Однако вскоре яблоки этого сорта стали одними из наиболее распространенных в Крыму. Лев Платонович писал: «Однако, у нас нет другого равноценного ему десертного сорта и от культуры его никто, конечно, не откажется. Всякий, кто посадит у себя в соответствующих, конечно, условиях хоть одно дерево этого ренета, дождавшись через 5-6 лет урожая, не только не пожалеет о сделанном выборе, но, вероятно, расширит, в случае возможности, посадки этого сорта».
Ученый и его семья вели скромный, почти спартанский образ жизни. Лев Платонович был яростным противником богатства и роскоши. Простота и скромность царили в доме ученого. Своих детей Симиренко воспитывал в духе глубочайшего уважения к людям труда. Крестьяне, желающие завести у себя сады, всегда могли рассчитывать на доброе слово и помощь со стороны ученого. Всем им он бесплатно раздавал саженцы лучших сортов. Почти половина прибыли уходила на оплату арендуемой земли. Однако на свои средства Симиренко содержал две школы- общеобразовательную для детей рабочих питомника и специальную, плодоводческую, в которой обучались подростки из различных уголков России.
Симиренко застрелили в ночь на Рождество, с 6 на 7 января, в 1920-м, в его собственном доме в родном селе Млиеве. Ученому было 64 года. В советское время считалось, что его убили бандиты, такова, во всяком случае, была официальная версия.
Нет комментариев