у малышей, дошкольников и младших школьников
🛑Ребенок различает геометрические фигуры,
выбирает кратчайший маршрут до детской площадки,
придумывает конструкции из Lego — все это благодаря пространственному мышлению. Развивать его никогда не рано, можно и нужно в любом возрасте. В каждом — по-своему. На что родителям стоит обратить внимание?

🔔Раз ступенька, два ступенька: возрастные этапы
Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора.
Расскажем об основных возрастных этапах развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).
✨Малыши (до 3 лет)
С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.
К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).
Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.
Ребенок до 3 лет уже может:
различать кривые и прямые линии;
находить точки пересечения линий;
отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
различать основные геометрические фигуры.
Как формировать пространственное мышление до 3 лет?
Предлагайте ребенку:
находить точки и соединять их;
рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.
Поощряйте рисование, аппликацию, лепку — занятия, требующие активного измерения.
Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)
В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.
У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже —
в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Ребенку 3-5 лет по силам:
повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
различать прямой, тупой, острый углы.
Как стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?
Вам помогут:
игры на формирование трехмерных представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за домом»).
Вырезайте из бумаги симметричные предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок.
Занимайтесь оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические аппликации.
Дошкольники (5-7 лет)
В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».
✨В 5-7 лет дети должны уметь:
различать понятия размера и формы;
свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
различать левую и правую руку, сторону;
понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).
Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.
Как развивать пространственное мышление в 5-7 лет?
С этой задачей помогут справиться:
игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
графические диктанты;
занимательные задания на объемное мышление;
специальные развивающие игры;
повседневные бытовые задачи.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев