Игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах (цвет, форма, размер, количество, расположение в пространстве)
1.«Катание шаров к флажку»
2.«Кто скорее соберёт игрушки»
3.«Подбери кружочки похожего цвета»
4.«Одень красиво кукол»
5.«Прокатывание шара в воротца»
6.«Передача мяча»
7.«Большой - маленький»
8.«Спрячь шарик в ладошках»
9.«Что больше?»
10.«Соберём из колец башенку»
11.«Сделаем столбики»
12.«Собери игрушки»
13.«Что ты достал?»
14.«Узнай, что в мешочке»
15.«Найди в мешочке одинаковое»
16.«Покажи, о чем я скажу»
17.«Найди такую игрушку, какую я попрошу»
18.«Где шарик?»
19.«Что изменилось?»
20.«Узнай, кто в домике живёт»
21.«Что и где слышно?»
22.«Магазин игрушек»
23.«У кого такая же?»
24.«Разбери перепутанные варежки»
25.«Подбери кораблику парус»
26.«Цветные варежки»
27.«Чья конура?»
28.«Собери машину»
29.«Назови какого цвета»
30.«Найди такой же»
31.«Игра с "Занимательной коробкой"»
32.«Разложи фигуры»
33.«Большой и маленький»
34.«Сложи пирамидку»
35.«Веселые кружочки»
36.«Волшебное ведерко»
37.«Собери пирамидку»
38.«Веселая аппликация»
39.«Чего не хватает»
40.Разноцветные колечки»
41.«Угадай на вкус»
42.«Большой – маленький»
43.«Найди твой цвет»
44.«Чудесный мешочек»
45.«Зажги фонарик!»
Игры, развивающие тактильные ощущения:
46.«Поймай киску»
47.«Чудесный мешочек»
48.«Платочек для куклы»
49.«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
50.«Узнай фигуру»
51.«Узнай предмет по контуру»
52.«Догадайся, что за предмет»
53.«Найди пару»
54.«Что внутри?»
55.«Что это?»
56.«Собери матрешку»
57.«Золушка»
58.«Угадай, что внутри»
59.«Бусы»
Описание игр
1.«Катание шаров к флажку»
Дидактическая задача — закрепление названия цвета на основе сравнения цвета флажка и
шаров.
Педагог раздаёт детям цветные шары, ставит на ковёр флажок на подставке и предлагает
подкатить» к нему шарики такого же цвета. Вводя всё новые флажки, воспитатель
последовательно называет их цвет. «У кого синие шарики?» Дети подкатывают шарики, и
на ковре образуются яркие цветовые группы. Педагог подходит с детьми к каждой группе
шариков, спрашивает, какого они цвета, даёт им полюбоваться яркостью цвета,
сочетаниями цветов.
2.«Кто скорее соберёт игрушки»
Игра сходна с предыдущей, но в игре «Катание шаров к флажку» были два предмета
одинакового цвета — пары и флажки, и на основе цвета устанавливалось их сходство. В
игре «Кто скорее соберёт игрушки» предметы разного содержания подбираются по
одному признаку — цвету.
Педагог ставит на стол перед каждым ребёнком цветные подносики, корзиночки или
расстилает цветные бумажные коврики красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого
цветов и предлагает собрать на них игрушки такого же цвета.
3.«Подбери кружочки похожего цвета»
Дидактическая задача — учить детей различать цветовые оттенки.
Детям даются кружки основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного и четырёх-
пяти оттенков каждого из них. Задача заключается в том, чтобы подобрать к основному
цвету его оттенки.
После выполнения дети один раз меняются основными кружками и вновь подбирают к
ним кружки, окрашенные в дополнительные цвета. Так игра повторяется несколько раз.
Для закрепления умения различать оттенки цвета воспитателю следует называть их.
Например: красный, светлее, ещё светлее, самый светлый; или: синий, светлее, ещё
светлее — голубой.
С помощью этой игры к концу года в словарь детей могут быть введены термины: светло-
красный, тёмно-синий и т.д. Если своевременно и на основе конкретного восприятия не
дать точное название, дети будут говорить «немножко красный», «немножко жёлтый» и т.п.
4.«Одень красиво кукол»
Дидактическая задача — упражнение детей в назывании предмета, его цвета; развитие
речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах.
Педагог развешивает или раскладывает одежду кукол (платья, переднички, платочки,
шапочки, сумочки) так, чтобы хорошо было видно, и обращается к детям: «Вот сколько
красивых платьев, передничков, платочков — всё это для наших кукол! Давайте оденем
их, чтобы они были нарядные!»
Перед детьми на столике или на ковре 2—3 куклы.
Обращаясь к малышам, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для
куклы Оли?»
После общего вопроса задаётся вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье
хочешь для куклы? А ты, Нина?» И т.д. При активном участии детей выбирается платье
для каждой куклы.
Педагог сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.
Потом так же подбираются переднички. Но педагог ставит уже другой вопрос: «Какого
цвета передничек подойдёт к синему платью Оли? К красному платью Тани?» Платья,
переднички, туфли и т.д. надевают на куклы сами дети; воспитатель следит, чтобы
каждый принял в этом какое-то участие: оказал помощь другому, принес вещь, застегнул
пуговицы и т.д.
5.«Прокатывание шара в воротца»
Дидактическая задача — обратить внимание на форму шара, его движение, расположение
в пространстве (далеко, близко, около, рядом), учить умению сочетать зрительный
контроль с движением.
Педагог даёт детям воротца и по три шара каждому. Они устанавливают воротца с
помощью воспитателя и по очереди начинают прокатывать шары. Если первый шар
прошёл в воротца, ребёнок имеет право на второй ход, а в случае удачного второго
попадания — и на третий. Если же шар не пройдёт в ворота, очередь переходит к
следующему игроку.
Педагог обращает внимание детей на то, что одни шары прокатились далеко, другие —
близко, около стульчика, и т.д.
Шар должен двигаться в определённом направлении, чтобы пройти в воротца. Воротца
должны быть достаточно большими — 20—25 см шириной, 15—20 см высотой, ярко
окрашенными, чтобы хорошо выделялись на тёмном фоне ковра, однако не следует их
делать многоцветными, так как излишняя пестрота утомляет зрение, рассеивает внимание.
Воротца должны быть достаточно устойчивы, чтобы от удара шара они не падали и
ребёнку не приходилось поправлять их.
Очень хорошо на воротца повесить небольшой звоночек. Если ребёнок правильно
прокатил шар, звоночек зазвенит. Таким образом он помогает контролировать
правильность действия.
При участии в игре всей группы педагог устанавливает несколько воротцев и вместе с тем
упражняет детей в умении подождать своей очереди, следить за действиями другого,
радоваться успеху товарища.
6.«Передача мяча»
Дидактическая задача — упражнение в координации движений, согласовании их друг с
другом. В этой игре дети имеют возможность не только зрительно, но и тактильно
воспринять форму шара.
Дети стоят или садятся в кружок (малышей лучше усадить на стулья) и передают по кругу
два шара — один навстречу другому. При их встрече говорят: «Встретились». Те, у кого
очутились шары, ударяют ими один о другой и говорят: «Стукнулись». После этого они бегут с шарами по кругу в противоположном направлении под слова, которые произносят
все дети: «Побежали, побежали, побежали...» — и, встретившись, останавливаются и
говорят: «Встретились». Затем педагог передаёт шары другим детям по кругу.
Игра может проводиться в комнате или на участке (летом).
7.«Большой - маленький»
Педагог расставляет на столе вкладные яйца, коробочки, бочонки, мисочки,
отличающиеся друг от друга не только цветом, но и размером.
По предложению педагога одни дети отбирают одинаковые по величине мисочки, другие
— бочонки, третьи — яйца и т.д.
Затем педагог обращает их внимание на разную величину игрушек и предлагает поставить
на середину стола самый большой бочонок, потом самый маленький. Дети сравнивают их
и говорят: «Этот бочонок большой, а этот — маленький». В целях закрепления этих
представлений к большому и маленькому бочонкам дети подбирают пары.
8.«Спрячь шарик в ладошках»
В этой игре дети убеждаются в том, что предметы имеют разную величину.
Педагог кладёт на стол два шара одинакового цвета, но разного размера. Затем подзывает
кого-либо из детей, предлагает взять маленький шарик и спрятать в ладошках. Привлекая
внимание остальных, воспитатель предлагает посмотреть, не виден ли шарик сквозь
пальцы. Это и является завязкой игры. «Хорошо Миша спрятал шарик, совсем не видно. А
теперь, Саша, спрячь этот шар», — говорит воспитатель, подавая большой шар. Мальчик
раскрывает ладошки, пытается пальчиками охватить шар. Большой шар при всех усилиях
не помещается в ладошках. Педагог просит других детей проверить, спрятался ли шар.
Вес участники игры тщательно проверяют и весело отвечают: «А вот тут видно, видно!»
«Это большой шар, — говорит воспитатель, — а это маленький».
Затем педагог предлагает кому-нибудь закрыть глаза, протянуть соединённые вместе
ладони. В ладони он кладёт шар и просит ребёнка сказать, большой он или маленький. В
последующем используются более сложные приёмы, например: протянуть руки за спину и
угадать, какой шар лежит в ладонях.
Повторяя эту игру несколько раз, педагог фиксирует внимание детей на величине и учит
«смотреть руками». Зрительно-тактильное восприятие закрепляется словами «шар
большой», «шар маленький». Очень важно при этом дать не только обозначение качества,
но и его степень: «Этот шар больше, этот меньше».
Педагог, оставив на столе два шара — большой и маленький, два других (таких же) по
очереди кладёт в мешочек так, чтобы дети не видели, и предлагает, засунув руку в
мешочек, сказать, какой шар лежит в мешочке — большой или маленький.
9.«Что больше?»
Расставив на столике бочонки по убывающей или возрастающей величине, педагог учит
детей сравнивать их и отмечать убывающую или возрастающую величину: «Большой
бочонок, поменьше, ещё меньше, маленький» и т.д. «Маленький грибок, побольше
грибок, большой гриб» и т.д.
10.«Соберём из колец башенку»
Педагог раздаёт детям башенки и говорит: «Покажите мне, у кого какая башенка».
Интерес педагога к игрушке удерживает детей от того, чтобы сразу же начать снимать
кольца. Такой приём позволяет задержать внимание, сосредоточить его на цвете и форме
башенки. «У Наташи красная башенка, и какая правильная!» — говорит воспитатель и проводит руками по башенке сверху вниз. Это побуждает каждого ребёнка показать свою башенку. «А у тебя, Миша, какого цвета башенка? Потрогай руками, она ровная, как у Наташи?»
Так, непринужденно беседуя с детьми, педагог учит их видеть форму башенки. Затем
предлагает разобрать её, давая им возможность действовать и несколько ослабить
произвольное внимание. После того как дети разберут башенку, педагог вновь привлекает
их внимание: «Как много колечек у Саши и у Серёжи».
«А теперь возьмите самое большое колечко и наденьте на палочку. Посмотрите
внимательно, поищите самое большое колечко», — продолжает педагог, повторяя
указания и давая детям возможность проверять свои намерения. Так, напоминая детям,
что надо выбирать всегда самое большое колечко из оставшихся, воспитатель учит их
собирать башенку по порядку. По окончании им предлагается исправить ошибки, помочь
друг другу.
11.«Сделаем столбики»
Дидактическая задача данной игры та же, что и предыдущей, но внимание детей
направляется на усвоение слов «толстый», «тонкий», которые обозначают новое качество
предмета.
Педагог раздаёт детям по одному стержню и по одному колечку от башенки. Потом
ставит перед ними корзиночки с предварительно снятыми колечками и предлагает
отобрать и надеть на стержень кольца одного размера.
Подбирая кольца, дети сравнивают их по величине, помогают друг другу, меняются ими.
Надев на стержень кольца одинаковой величины, каждый неожиданно получает цветной
столбик, т.е. фигуру, не похожую на башенку. Педагог располагает столбики
последовательно — от тонкого до самого толстого. «Это толстый столбик, это тоньше, а
этот ещё тоньше и, наконец, самый тонкий», Смешав их, педагог предлагает кому-либо из
детей вновь поставить столбики по порядку убывающей или возрастающей толщины.
12.«Собери игрушки»
В корзиночке или на подносе даются части разборных игрушек (бочонки, яйца,
матрёшки). Детям предлагается собрать их, т.е. составить их из половинок, и вложить
одна в другую.
Педагог обращает внимание на размер половинок, учит сравнивать, предлагает примерить
одну половинку к другой и помогает закрыть.
13.«Что ты достал?»
Дидактическая задача — научить ребёнка видеть предмет и его качества; развивать
словарь и связную речь.
Педагог приносит мешочек с игрушками, высыпает его содержимое на стол, предлагает
посмотреть и складывает обратно в мешочек. «Я буду приглашать вас по очереди», —
говорит педагог, — и каждый будет доставать игрушку и рассказывать о ней: как она
называется, какого цвета, как с ней можно играть». Затем рассказывает о какой-нибудь
игрушке, например: «Это мячик, красного цвета, его можно покатать, бросить и поймать,
ударить мячом о пол».
Педагог задаёт детям вопросы и вовлекает их в разговор. Ребёнок, вынувший петушка,
показывает его детям, а воспитатель просит их всех громко и весело сказать «ку-ка-ре-
ку!». Кукле дети подбирают имя. Каждый ребёнок, вынув игрушку из мешочка и
поговорив о ней, берёт её себе, но не выходит из игры, а участвует в ней, наблюдая, какие
игрушки вынут другие, прислушивается к разговору, принимает в нем участие. Нужно
обеспечить такое количество игрушек, чтобы досталось каждому ребёнку. Игру следует
вести в живом, весёлом темпе. Вопросы педагога не должны носить характер выспрашивания, утомительный для детей.
================
❗Занимательные занятия по увеличению скорости чтения и быстрого восприятия прочитанного -> https://i.mentalar.ru/product/skorochtenie-dlya-detej/ ==========================
#скорочтение@mentalnarif
#внимание@mentalnarif
#память@mentalnarif
#скорочтение@mentalnarif
#мама@mentalnarif
#раннее_развитие_детей@mentalnarif https://mentalar.ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев