В марте 1943 г. в Горьком возобновились занятия студентов ЛКИ,
Л.С. Окорский вернулся из Пржевальска в середине сентября 1943 г. Также в Горький прибыли демобилизованные из армии по состоянию здоровья И.В. Никитин - парторг 264-го ОПАБ,
М.А. Фридман - секретарь комитета ВЛКСМ,
М.В. Савельев - впоследствии доцент ЛКИ,
В.Н. Анфимов, ставший позднее профессором, заведующим кафедрой теории корабля ЛИВТа, и другие.
В июне 1943 г. состоялись первые защиты кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата технических наук:
И.А. Титова – впоследствии лауреата Ленинской премии,
Сергея Сергеевича Золотова – впоследствии профессора кафедры гидромеханики и
Е.И. Абрамова. Именно в Горьком в ЛКИ поступил
В.А. Постнов – впоследствии профессор, зав. кафедрой строительной механики корабля, декан Кораблестроительного факультета и проректор по научной работе ЛКИ.
В 1942 г. В Горький приехал истощенный голодом
Сергей Никитич Ковалёв. Там он надолго попал в больницу, потом отправился дальше на юг, в город Пятигорск, где присоединился к своим однокашникам. В апреле 1942 года корабелы двинулись дальше, через Сталинград, через Волгу в расположенный на южном берегу озера Иссык-Куль город Пржевальск. Весной 1943 года Сергей Ковалев защитил диплом и получил звание инженера-кораблестроителя. Дипломный проект лидера (крупного эсминца или небольшого крейсера) защищали трое дипломантов – Сергей Никитич Ковалёв,
Ярослав Иосифович Войткунский,
Лапшин.
Условия проживания здесь были несравненно более благоприятные, чем в Горьком: Пржевальск находился достаточно далеко от линии фронта, вне зоны досягаемости немецкой авиации. В начале июня 1942 года из Горького приехали преподаватели
Л.С. Окорский и
А.И. Стоцкий. Здесь также преподавал профессор
Е.Г. Павленко.
Из воспоминаний народного артиста СССР, профессора Театрального института, главного режиссёра театра имени Ленсовета
Игоря Петровича Владимирова:
«Свое первое высшее образование я получил в Кораблестроительном институте. Блокадный Ленинград - это то, что я знаю не понаслышке, зиму 1941-1942 года я прожил в нем. Я видел много тех, кто выжили, и тех, что нет... Я вспомнил Мусю Черномордик. Мы все вздыхали по этим волосам, по этим глазам... В марте 1942 года, нас, оставшихся в живых студентов старшего курса, эвакуировали на Северный Кавказ, чтобы мы могли защитить дипломы и приступить к работе в оборонной промышленности по нашей очень нужной в ту пору специальности. Все мы были в страшном состоянии: мама отдала нашей дворничихе последнюю «ценность» - кровать с металлическими шишечками, чтобы та отвезла меня на санках от улицы Марата до Финляндского вокзала. С нами в вагоне ехала и Муся. Узнать её было невозможно - закутанная, грязная, совсем без сил. Поезд шел на Кавказ, была весна, и по мере того, как мы продвигались на юг, все теплело и теплело. Нас удивительно повсюду встречали: помочь ленинградцам все считали своим долгом, люди снимали с себя и отдавали нам последнее. Муся постепенно отогревалась. Как сейчас помню, на станции Невинномысская она впервые выползла в каком-то платьице, которое она откуда-то вытащила - села на солнышке, и все ахнули: эта та самая Муся Черномордик, предмет воздыханий, гордость курса!»
Эта группа студентов ЛКИ попала в Пржевальск, где уже находился эвакуированный туда Николаевский кораблестроительный институт. Там Муся вышла замуж за студента ЛКИ
Всеволода Рождественского. Оба они успешно закончили институт. Позднее М. Е. Черномордик защитила диссертацию и работала доцентом кафедры сопротивления материалов ЛКИ. Всеволод Валерьевич Рождественский стал профессором, десять лет возглавлял кафедру теории корабля, 18 лет был деканом кораблестроительного факультета. Их старший сын, Кирилл, стал доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой, деканом кораблестроительного факультета, ныне — директор департамента международного сотрудничества. Их младший сын, Игорь, успешно закончил аспирантуру ЛГУ и преподавал физику в ЛКИ.
Нет комментариев