Семейные истории, личный архив, запись № 4, 24 апреля 2025
Сватовство и свадьба в 1880-1890 г.г., более 100 лет назад:
1889 г. Из дневника М.И. Пятановой, урожд. Цыпцыной:
В октябре месяце к нам, из деревни Трегубовки приехали сватать меня. Приехали Пятановы к своей дочке, и отсюда пришли гуртом к нам. Пришли несколько человек. Как я помню, были: мать будущего мужа Семена – Петровна, ее свекровь – Параскева, был брат Семена – Василий с женой Евдокией Яковлевной, был брат отца жениха, Иван Матвеевич с женой Афимьей Григорьевной, был ещё один брат отца жениха – Лекса, вообще всех не перечислишь.
Мне сообщили, что к нам идут свататься. Я с перепугу убежала к соседу – к дяде Ворфоломею Андреевичу и сидела у него на печке и, как помню, дрожала с испугу.
А в это время в нашей избе были разные договора с моими родителями. Говорили о приданном, о деньгах – в общем – что нужно невесте от жениха.
В нашу избу сошлись, кроме пришедших ещё другие родные из села и была устроена выпивка с вечеринкой. Они выпили, закусили и захотели посмотреть невесту.
Пришла ко мне в избу сестра Семена Аннушка и говорит мне: «Выпей рюмочку, посмелей будешь. Тебе надо одеться и показаться.»
Пришла ко мне жена моего брата Наталья Васильевна и говорит мне: «Я дам тебе платок шелковый и дам тебе свое платье. Ты одевайся.» Я быстро переоделась в чужое, для смелости выпила рюмочку, а тут, недолго спустя, пришли меня глядеть в эту избу. Я была смущена и молчала. Поговорили, ничего мне не сказали и вскоре ушли. Какое впечатление произвела я на них – я не знаю. Уехали гости вечером, чуть ли не ночью, а на другой день поехали и наши – отец Иван Федорович, мать Анна Андреевна и брат Егор с женой и ещё другие родные из нашего села в деревню Трегубовку, смотреть дом и хозяйство Пятановых. Я осталась одна дома и плакала. Помню все говорила, что никуда не поеду.
Из Трегубовки родные приехали вечером. Дело у них, у родителей, по-видимому шло на согласие – меня сосватали заочно.
Меня долго уговаривали. Мне не хотелось идти в богатую семью, т.к. я бедная, плохо была одета, а у них все ходят чисто и хорошо. Моя мама – Анна Андреевна все уговаривала меня, когда я плакала: - «Мне, мол, сваха Петровна говорит, что мы её срядим, когда будет жить у нас».
И так я полтора года была засватанной. По вечерам меня не пускали гулять родные. Я все больше хозяйничала дома и ждала, что дело ещё расстроится, так что я ещё буду гулять.»
Продолжение следует
Нет комментариев