Советы начинающим вокалистам и звукорежиссерам
------------------------------------------------------------------------------------------------
Нет ничего проще – бери микрофон и пой. Выходи к микрофону и говори! Просто? Нет, не просто. При неправильной работе выступающего с микрофоном можно легко получить "букет" таких неприятных для всех участников мероприятия последствий, как акустическая обратная связь, плохая разборчивость вокала и речи, избыточный динамический диапазон и несколько других неприятных моментов, о которых ниже.
Что нужно знать начинающему звукорежиссёру? Как взаимодействовать с микрофоном артисту или докладчику? В этой статье мы постараемся прояснить наиболее важные аспекты работы с микрофоном.
Сначала – об "акустической обратной связи" (далее АОС). Некоторые этот эффект называют по-простому "возбуждение микрофона", "заводка", "свист" и т. д.
Те, кто хоть раз пользовался микрофоном, сталкивался с этим неприятным эффектом. Откуда берётся и как возникает АОС? Всё просто. Микрофон ловит звук акустических систем, дальше сигнал проходит по всему усилительному тракту вновь до АС и получается некая петля, замкнутый круг. Так и генерируется тон. Эффект намного усиливается в помещениях с хорошо отражающими звук поверхностями – пол, потолок, стены.
Даже голова человека, части его тела частично отражают звук. Поэтому, например, никогда не нужно без причин закрывать головку микрофона ладонью, тем более сжимать ладонь с головкой микрофона "куполом" – в этом случае АОС будет почти наверняка обеспечена. Многие проверяют потенциально возможную обратную связь именно постепенно, короткими движениями и за несколько раз, всё более и более закрывая микрофон ладонью, с каждым разом больше зажимая руку в "купол". Если при таких условиях АОС не возникла, или только начала слабо проявляться, то потом можно её не опасаться, если условия не изменятся.
Благодаря этой самой обратной связи можно не только испортить мероприятие довольно ощутимо и неоднократно оглушив зрителей, но и вывести из строя часть звуковоспроизводящей аппаратуры. Так как АОС бывает чаще на высоких частотах, то в большей степени в зоне риска находятся высокочастотные головки.
Разумеется, не всегда эффект АОС проявляется на запредельных уровнях громкости, но и на малых уровнях тоже. Самый действенный способ в случае такого форс-мажора – резко понизить громкость микрофона регулятором на микшерном пульте и вернуть обратно с небольшой поправкой, сделать чуть тише.
Стоит упомянуть, что чем качественнее звуковоспроизводящий тракт (особенно это касается АС и самих микрофонов), чем он более линеен, тем меньше риск возникновения АОС.
Частично избавиться и предупредить эффект АОС техническими методами можно с помощью включенного последовательно в цепь между пультом и мониторным звукоусилительным оборудованием третьоктавного (31-полосного) или параметрического эквалайзера, понижая им уровень заводящихся частот. Вообще принято и прописано во всех технических райдерах артистов иметь подобный эквалайзер в каждой из имеющихся линий мониторов. Есть и специализированные устройства подавления АОС, так называемые feedback destroyer, feedback killer. Профессионалы их не особо жалуют, предпочитая классическую работу с эквалайзерами.
Если комплект совсем маленький и мониторы не применяются вообще – тут несколько сложнее. Проще будет воспользоваться советами для вокалистов ниже.
Можно и нужно избегать обратной связи с помощью человеческого фактора. Основная ошибка выступающего - направление микрофонов на АС, будь то мониторы или порталы. Одно дело докладчик, если у него микрофон стоит на стойке у трибуны и практически не перемещается в пространстве сцены. Совсем другое дело, когда вокалист перемещается по сцене.
Самая распространённая проблема – в перерывах между пением, часто во время поклонов, вокалисты опускают руку с микрофоном вниз так, что он как раз получается направлен в напольный монитор. Это недопустимо! Если так откровенно направлять микрофон в сторону недалеко находящейся АС, то никакие технические средства не помогут, а звукорежиссёр может просто и не успеть убрать или заглушить микрофон на пульте.
Никогда и ни при каких обстоятельствах, не направляйте микрофон на АС. Если есть необходимость у артиста или докладчика пройти с радиомикрофоном со сцены в народ мимо порталов – во время следования в непосредственной близости от АС радиосистема должна быть заглушена или звукорежиссером на пульте, или кнопкой "вкл/выкл" или mute на самом микрофоне. Если это не будет сделано, последствия не заставят себя долго ждать.
Другая, не менее важная проблема, угол и расстояние между ртом и микрофоном. Казалось бы, не может быть ничего проще - взял микрофон в руку и пой в него. Но на практике далеко все не так просто. Например, на одном из мероприятий перед зрителями выступает докладчик, который видимо считает, что микрофон должен снимать звук с любого места и главное его просто держать в руках. Речь очень длинная, но из присутствующих мало кто понимает суть. А все потому, что машет он микрофоном в разные стороны. Он практически ни разу не поднёс микрофон ко рту. Ведущий мероприятия пару раз подходит к нему, двигает его руку в правильном направлении, шепчет ему как правильно, но не помогает. Можете представить, что получилось из его речи?
Чтобы избежать подобных проблем просто необходимо петь и говорить непосредственно в микрофон. Он обязательно должен быть направлен на источник звука.
Теперь о наиболее распространённых типах микрофонов – вокальных. Чаще всего динамические и разрабатываются эти микрофоны с учётом концертных требований, то есть, по идее, они не должны снимать ничего, кроме вокала.
Когда микрофон в непосредственной близости от источника звука, выигрывают все – звукорежиссёр, исполнитель и, в конечном итоге, зритель. Когда микрофон близко, то лучше передаётся артикуляция, разборчивость речи исполнителя, лучше соотношение снятой микрофоном полезной и нежелательной информации, у звукорежиссера гораздо больше поле для творчества.
Тембральная окраска голоса сильно зависит от расстояния! Часто эту особенность называют эффектом близости, когда низких частот становится гораздо больше. Вокальные микрофоны и разрабатываются производителями с учётом подобного близкого использования.
Высший пилотаж для вокалиста — это правильный выбор расстояния и угла между ртом и микрофоном в зависимости от характера и громкости вокала. Обращали внимание на профессиональных артистов, что чем более высокие ноты они поют, тем они дальше отводят микрофон? Вот тут и выручает техника варьирования расстояния.
Громкость вокала в эти моменты довольно большая, да ещё и меняется со временем. Исполнители варьируют расстояние, получая в итоге максимально комфортный для слушателя динамический диапазон и тембр голоса. Не забывайте, что отношение расстояния до микрофона с получающейся на выходе громкостью нелинейно. То есть лишь ненамного приблизив микрофон ко рту, получаем очень ощутимый прирост в громкости. Здесь просто нужен опыт.
Есть ещё одна проблема – при достаточно громком исполнении близко к микрофону мы можем получить нежелательные искажения с самого микрофона, с которым ни регулятор чувствительности, ни компрессор не справятся, так как искажения возникли раньше. Чаще всего перегружаются недорогие радиосистемы. Единственный выход в этой ситуации – это увеличение расстояния. Но стоит помнить, что от увеличения расстояния сильно меняется тембральная окраска голоса и не в лучшую сторону. По мере удаления от микрофона голос становится более неприятным и ненатуральным. Начинает преобладать средняя часть голосового диапазона, иногда в такие моменты средние частоты неприятно режут слух. Здесь необходимо искать компромиссы.
Обратная, описанной выше, проблема - тихий по природе голос или ноты в нижнем регистре вокального диапазона вокалиста. Тихий голос чаще всего встречается у девушек в переходном возрасте и детей. Если голос тихий, то только уменьшать расстояние до микрофона до самого минимального и поднимать громкость на микшере до возможно максимальной.
Стоит упомянуть одну немаловажную деталь. Так как голоса сильно отличаются по тембральной окраске, диапазону, громкости и другим параметрам, желательно подобрать себе индивидуальную модель микрофона. В этом проблем практически нет и можно выбрать микрофон на любой вкус и кошелёк.
Но неприемлемо гоняться за дешевизной. Микрофоны для караоке даже и рассматривать не нужно, также и непонятные микрофоны неизвестного производителя – скупой платит дважды!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев